аббревиатура (abbreviation)

[итал. abbreviatura от лат. brevis — ‘краткий’]

Сокращенное написание части слова или нескольких слов с помощью одних начальных букв, слогов или комбинации того и другого.

1) буквенная аббревиатура — слово, составленное из первых букв слов, входящих в полное название: СССР (Союз Советских Социалистических Республик), РФ (Российская Федерация), ВУЗ (высшее учебное заведение), в западной традиции такие сокращения набирались капителью;
2) сложносокращенная аббревиатура — слово, составленные из частей (слогов): колхоз (коллективное хозяйство) или усеченных и полных слов: Моссовет (Московский Совет);
3) графическая аббревиатура — сокращение по начальным буквам: г. — «год», по частям слов: см. — «смотри», по характерным буквам: млрд — «миллиард», а также по начальным и конечным буквам: ф-ка — «фабрика».

Для буквенных аббревиатур используют прямое начертание, точки и пробелы между буквами исключены, сложносокращенные слова и графические сокращения набирают как обычный текст. Если аббревиатура попадает в выделенный фрагмент текста, то её набирают тем же выделительным шрифтом.

Сокращения единиц физических величин набирают строчными буквами (кроме случаев, когда единица образована от фамилии ученого) того же шрифта, которым набран весь текст. Для стандартных величин точки не ставятся, произвольные единицы, например, «миллиметры ртутного столба» — мм рт. ст., «год» — г. и т. д. сопровождаются точками. Единицы величин отбиваются от чисел узким неразрывным пробелом. В аббревиатурах с двойными буквами (например, «годы» — гг., «товарищи» — тт.) между ними точки не ставят и друг от друга не отбивают.

Индексы, которые присутствуют в единицах величин, не отбиваются от относящихся к ним знаков
(например, кг/мм2).

абзац (paragraph)

[нем. Absatz — ‘уступ’]

Часть текста, объединённая общим смысловым содержанием, минимальная структурно-композиционная единица текста.

Абзац, как правило, начинается с новой строки и абзацным отступом и заканчивается неполной концевой строкой. Кроме того, может формально обозначаться нумерацией (в нумерованном списке) или маркерами (в маркированном списке).
Текстовые редакторы и программы вёрстки в пределах абзаца обычно обеспечивают автоматический перенос строк текста. Это означает, что клавишу Enter следует нажимать только в конце абзаца (см. также абзаца знак). В программах вёрстки параметры абзацного стиля действуют в пределах абзаца.
Если необходим перенос строки в пределах текущего абзаца с сохранением текущего стиля, следует использовать принудительный конец строки.
Помимо отступа абзац может обозначаться втяжкой всех строк, кроме первой, одной лишь концевой строкой и отбивкой.
Иногда абзацем называют отступ вправо в начале строки (т. н. «красную строку»), т. е. абзацный отступ, что неверно.

Абзац
Пример текста с абзацными отступами

В стандарте HTML представлен тег <p> (сокращение от paragraph), который создает блочный элемент, соответствующий абзацу.

Синтаксис HTML: <p>Текст абзаца</p>

В спецификациях CSS также предусмотрено множество стилевых правил, которые позволяют изменить форматирование абзаца.

абзаца, знак (pilcrow, paragraph mark)

Знак, который используется в текстовых редакторах и программах вёрстки для фиксирования конца абзаца.

Также называется «английским параграфом».

Знак абзаца в текстовом редакторе

Этот знак обычно не выводится на печать, тем не менее, он обязательно присутствует в шрифтовых файлах. В программах вёрстки, как правило, предусмотрена возможность вывода на экран служебных непечатаемых знаков, в том числе и знака абзаца.

Unicodeвиданглийское названиерусское названиеWeb
U+00B6pilcrow signзнак абзаца&#182; &para;

Следует обратить внимание, что, собственно, конец абзаца — это совокупность двух служебных кодов:
U+000A new line (новая строка) и U+000D carriage return (возврат каретки).

  • :

абзацный отступ (indent, first line indent)

Левый отступ в начальной строке абзаца.

Размер абзацного отступа определяется в зависимости от кегля шрифта, формата полосы набора (колонки) и интерлиньяжа с учётом максимальной удобочитаемости (см. рис. в статье «абзац»).
В одном издании абзацные отступы должны быть одинаковыми (рис. 1). При этом, возможны другие абзацные отступы для списков, цитат и т. д. Это требование сохраняется и для сносок.
В западной традиции первый абзац статьи обычно лишен абзацного отступа (рис. 2).
Абзацный отступ отсутствует в так называемом безабзацном наборе (рис. 3), где абзац обозначается только концевым пробелом (часто в сочетании с отбивкой между абзацами, например, в газетно-журнальной вёрстке). Иногда применяется обратный (с отрицательным значением) абзацный отступ (рис. 4).
Называть абзацный отступ «красной строкой» и «абзацем» считается неверным.

В стандарте CSS представлен атрибут text-indent, который определяет величину абзацного отступа строки текста (например, для абзаца <p>). Допускается отрицательное значение для создания выступа первой строки, но нужно убедиться, что текст не покидает пределы окна браузера.

Синтаксис CSS: text-indent: значение | проценты | inherit

абзацный стиль (paragraph style)

Технология форматирования текста в программах верстки с помощью сохранения совокупности атрибутов шрифта и верстки под произвольным именем и затем присвоение этого стиля множеству абзацев, для которых требуется идентичное оформление.

Использование стилей позволяет сохранить единство оформления всех абзацев, которым присвоен данный стиль, например, заголовкам разных уровней, основному тексту, сноскам, цитатам и т. д.
Важнейшим преимуществом является возможность легко изменять все использованные параметры (внесенные изменения автоматически отрабатываются во всех абзацах), например, изменить кегль заголовков или абзацные отступы в основном тексте.

Пример описания абзацного стиля в программе MS Word

В абзацный стиль, как правило, включаются следующие параметры:

Для особенного форматирования части текста в пределах абзаца применяется символьный стиль.
В web-дизайне подобные требования выполняются с помощью специального языка CSS (Cascading Style Sheets — каскадные таблицы стилей).

абзац с переменным отступом (dropline paragraph)

Абзац, который начинается под той точкой, где кончается предыдущая строка.

Используется редко и исключительно в художественных целях. Программно не устанавливается.

Пример абзаца с переменным отступом

абреже (abridged form, excerpt)

[фр. abrege — ‘резать’]

Часть аппарата издания, внутренний подзаголовок главы (краткое изложение содержания), помещенный сразу после заголовка.

Абреже характерно для классической литературы, с одной стороны, и учебных пособий, с другой. Как правило, используется та же гарнитура, но в курсивном начертании.
Также называют «экстензо» и «компендиум».

Пример абреже в издании «Робинзона Крузо» (1945 г.)

авантитул (bastard title, half-title, foretitle)

[фр. avant — ‘перед’ и лат. titulus — ‘надпись’]

Страница, расположенная перед контртитулом и титулом.

Если авантитул используется в книге, то это первая страница книжного блока. Оборотом авантитула является контртитул, расположенный на развороте с титулом. Авантитул может быть пустой страницей или на ней могут находиться марка издательства, название серии, девиз и т. д.
Также называют «фортитулом». Если на авантитуле расположена фотография или изображение ко всей книге, то его называют фронтиспис.


  • :

автоматический интерлиньяж (autoleading)

Интерлиньяж, определяемый компьютерной программой по умолчанию.

В приложениях компании Adobe значение интерлиньяжа принимается равным 120% от кегля шрифта. В большинстве случаев следует отказаться от значения автоматического интерлиньяжа и подбирать значение интерлиньяжа с учётом кегля шрифта, формата полосы набора (колонки), а также базовой сетки.

Палитра Character с заданными значениями кегля (10 пунктов) и интерлиньяжа (12 пунктов)

авторский лист (unit of 40,000 ens)

Единица объёма труда автора, переводчика, редактора или рецензента.

Один авторский лист составляет 40 000 знаков (включая буквы, цифры, пробелы и знаки препинания). Подсчёт знаков выполняется средствами текстовых редакторов. К авторскому листу приравниваются 700 строк стихотворного текста или 3 000 квадратных сантиметров иллюстративного материала.

Подсчёт слов и знаков
в программе MS Word

автохинтинг (autohinting)

Технология автоматического хинтинга в редакторах шрифта.

В качестве примера автоматического хинтинга можно предложить программные приложения FontLab Studio и Fontographer.

Команда автохинтинга в редакторе
FontLab Studio

Команда автохинтинга в редакторе Fontographer

авторского права знак (copyright)

Знак для оповещения о правах обладателя исключительных авторских прав, т. е. свидетельствует о том, что произведение охраняется авторским правом.

Авторское право возникает в силу события создания интеллектуального произведения. Для него не требуется специальной регистрации и какой-либо формальности.

ВАЖНО: Отсутствие такого знака не лишает произведение авторско-правовой охраны.

Знак представляет собой латинскую букву «с» в окружности. Знак сопровождается именем (наименованием) обладателя прав (физического или юридического лица: фамилия и ини­ци­алы для физического лица, форма собственности и на­звания — для юридического), объект защиты права (например, «пре­ди­сло­вие», «комментарии», «дизайн») и года опубликования (без слова «год» или сокращения «г.»). В конце ставить точку не нужно. Знак печатается на каждом экземпляре произведения. Знак располагается на линии шрифта.

Пример использования знака
ав­торс­ко­го права

Для интернет-сайтов чаще всего применяется диапазон дат. Даты разделяются коротким тире (–), который пробелами не отбивается от чисел.
Также называется «знак охраны авторского права», «знак копирайта».

Unicodeвиданглийское названиерусское названиеWeb
U+00A9©copyright signзнак авторского права&#169; &copy;
U+2117sound recording copyrightавторское право звукозаписи&#8471;

агат (agate)

Единица типографской системы мер, применяемая в газетном производстве для измерения высоты колонок.

Один агат равен примерно 5,5 пунктам (1,94 мм — в англо-американской типометрической системе мер или 2,07 мм — в системе Дидо).

акут (acute)

[лат. acutus — ‘острый’]

Вид надстрочного диакритического знака (акцента), который применяется для обозначения «острого ударения» во многих европейских языках (например, в романских языках).

Представляет собой сужающийся штрих над буквой, наклонённый справа сверху влево вниз.
В русском языке его применение характерно только для учебных или справочных изданий или в случае спе­ци­фи­чес­кого произношения слова.
Устанавливается над знаками, обозначающими гласные звуки, но в некоторых языках и над знаками, обозначающими согласные звуки (например, в польском: Ćć, Ńń, Śś, Źź, в словацком: Ĺĺ и Ŕŕ, в хорвацком: Ćć). В составе многих цифровых гарнитур шрифта имеются знаки с акутом, а также отдельные знаки акута.
Во втором случае используется технология кернинга: знак акута вводится после требуемой гласной, а затем устанавливается соответствующее отрицательное значение кернинга.

Знак «акут»

Также используются наименования «знак ударения», «острое ударение».

Unicodeвиданглийское названиерусское названиеWeb
U+00B4´acute accentзнак ударения &#180;
U+0106Ćlatin capital letter C with acuteлатинская заглавная буква «C» с акутом&#262;
U+0107ćlatin small letter c with acuteлатинская строчная буква «c» с акутом&#263;
U+0139Ĺlatin capital letter L with acuteлатинская заглавная буква «L» с акутом&#313;
U+013Aĺlatin small letter l with acuteлатинская строчная буква «l» с акутом&#314;
U+0143Ńlatin capital letter N with acuteлатинская заглавная буква «N» с акутом&#323;
U+0144ńlatin small letter n with acuteлатинская строчная буква «n» с акутом&#324;
U+0154Ŕlatin capital letter R with acuteлатинская заглавная буква «R» с акутом&#340;
U+0155ŕlatin small letter r with acuteлатинская строчная буква «r» с акутом&#340;
U+015AŚlatin capital letter S with acuteлатинская заглавная буква «S» с акутом&#346;
U+015Bślatin small letter s with acuteлатинская строчная буква «s» с акутом&#347;
U+0179Źlatin capital letter Z with acuteлатинская заглавная буква «Z» с акутом&#377;
U+017Aźlatin small letter z with acuteлатинская строчная буква «z» с акутом&#378;
U+1E08latin capital letter C with cedilla and acuteлатинская заглавная буква C с седилью и акутом&#7688;
U+1E09latin small letter c with cedilla and acuteлатинская строчная буква c с седилью и акутом&#7689;
U+1E64latin capital letter S with acute and dot aboveлатинская заглавная буква S с акутом и точкой сверху&#7780;
U+1E65latin small letter s with acute and dot aboveлатинская строчная буква s с акутом и точкой сверху&#7781;

В стандарте Unicode не представлены русские буквы с ударением, но эту проблему можно решить с помощью комбинируемого (combining) символа, добавляя его после ударной гласной.

Unicodeвиданглийское названиерусское названиеWeb
U+0301́combining acute accentкомбинируемый акут (лёгкое ударение) &#769; &#x0301;

Для кодирования в HTML это выглядит следующим образом: в тексте — «кра&#769;ткий» — в браузере — «кра́ткий».
В редакторе Microsoft Word следует после ударной гласной ввести код «0301» и нажать «Alt+X».
В приложении Adobe InDesign нужно в палитре Glyphs (Глифы) в строке поиска выбрать поиск по Unicode и ввести 0301, затем выполнить двойной щелчок на кнопке знака (знак попадает в вёрстку и располагается над соответствующей буквой).

Знак комбинируемого акута в палитре Глифы

Если такого знака нет, то следует выбрать вариант поиска CID/GID и ввести в строку поиска «125». Выполнить двойной щелчок на кнопке знака, а затем в документе с помощью кернинга разместить знак ударения в нужной позиции.

Работа с ударением в редакторе Adobe InDesign

акут двойной (double acute)

Вид надстрочного диакритического знака (акцента), который устанавливается над гласными o и u венгерском алфавите.

Представляет собой два сужающихся штрихов, наклонённых справа сверху влево вниз. Из-за похожести на немецкую букву Ö двойной акут иногда называют венгерским умлаутом (Hungarumlaut).

Unicodeвиданглийское названиерусское названиеWeb
U+0150Őlatin capital letter O with double acuteлатинская заглавная буква «O» с двойным акутом&#336;
U+0151őlatin small letter o with double acuteлатинская строчная буква «o» с двойным акутом&#337;
U+0170Űlatin capital letter U with double acuteлатинская заглавная буква «U» с двойным акутом&#368;
U+0171űlatin small letter u with double acuteлатинская строчная буква «u» с двойным акутом&#369;

В чувашском языке представлена буква с двойным акутом.

Unicodeвиданглийское названиерусское названиеWeb
U+04F2Ӳcyrillic capital letter U with double acuteкириллическая заглавная буква у с двойным акутом&#1266;
U+04F3ӳcyrillic small letter u with double acuteкириллическая строчная буква у с двойным акутом&#1267;

акцент (accent)

[лат. accentus — ‘ударение’]

1. Вид надстрочного диакритического знака (акцента) — знак ударения.

См. акут.

2. В широком смысле — любой диакритический знак.

См. диакритический знак.

акцидентный набор (job composition, display matter)

[лат. accidentia — ‘случай’]

Вид типографской продукции, которая отличается от книжной или журнальной своеобразием композиции, выбором шрифтов и цвета, огромным разнообразием и небольшим тиражом.

Как правило, сюда относится малая (визитки, бланки, счета, анкеты, календари, грамоты и т. п.) и крупная (объявления, афиши и т. п.) печатная продукция. Когда-то назывался также «мелочным набором».

акцидентные шрифты (display faces, jobbing type)

Шрифты, предназначенные для акцидентного набора.

В металлическом наборе шрифты, предназначенные для акцидентного набора, как правило, разрабатывались для размера свыше 14 кегля. Такие шрифты характеризуются подчёркнутой декоративностью или стилизацией под определённую историческую эпоху, а также под определённый способ печати (имитация машинописного текста и т. д.). Гарнитуры некоторых акцидентных шрифтов включают начертания, в названии которых добавляется определение display.

акциденция (display matter)

[лат. accidentia — ‘случай’]

См. акцидентный набор

  • :

алгоритм де Кастельжо (de Casteljau's algorithm)

Геометрический метод определения формы кривой Безье, разработанный Полем де Кастельжо (Paul de Casteljau; г. р. 1930).

Этот алгоритм позволяет хранить в файлах векторной графики для каждой кривой Безье только совокупность опорных и управляющих точек (восемь координат), и для вывода на экран каждый раз при первичном построении или перемещении строить кривые с помощью алгоритма де Кастельжо.

Принцип построения кривой Безье
с помощью алгоритма де Кастельжо

Алгоритм представляет собой следующую по­сле­до­ва­тельность:

  1. Фиксирование 4-х опорных точек (0, 1, 2 и 3).
  2. Соединение прямыми линиями всех точек с первой по последнюю.
  3. Деление каждого отрезка на определенное количество частей, размер которых, в конечном счете, определяется разрешением выводного устройства. Именно поэтому векторные кривые используют максимум возможностей устройства.
  4. Соединение полученных точек. В результате образуется ломанная линия с числом отрезков, меньшим на один, чем исходная ломаная линия.
  5. Процесс повторяется до тех пор, пока не создается кривая с заданной точностью.
Анимация построения кривой Безье с по­мощью
ал­го­рит­ма де Кастельжо (Ани­ма­ция де­мон­стри­руется три раза, за­тем мож­но об­но­вить стра­ницу, в некоторых браузерах с нажатой клавишей Ctrl.)

алиасинг (aliasing)

[анг. aliasing — ‘ступенчатость’]

Искажение линейного контура у изображения пиксельной графики всегда, а у векторного изображения и шрифта — на экране с относительно низким разрешением.

В результате формируется зубчатый край, для уменьшения заметности которого используется специальная технология антиалиасинга.

Алиасинг — зубчатость
наклонных линий
  • :

аллограф (allograph)

[греч. άλλος — ‘другой’ и γράφω — ‘пишу’]

Различные варианты начертания шрифта.

Термин используется в языкознании, в типографике принято использовать термин «глиф».

алфавит (alphabet)

[греч. ἀλφάβητος — буквы ‘альфа’ и ‘бета’]

В узком смысле комплект графических форм определённой системы буквенно-звукового письма.

Практически, алфавит — это совокупность букв, обозначающих звуки (точнее, фонемы) естественного языка, рас­по­ло­жен­ных в определённом порядке.
Каждая буква имеет свое название. Количество букв алфавита обычно ограничено. Например, английский алфавит состоит из 26 букв, русский алфавит — из 33 букв. В европейской традиции буквы имеют две формы (регистр): строчные и прописные буквы (бикамеральный алфавит).
Более широкое понятие «алфавита» связано с любым перечнем элементов, которые входят в кодовую таблицу (кодовый алфавит) в качестве значений. Например, алфавит кодовой таблицы для штриховой графики состоит из двух элементов: «чёрный» и «белый», а для тонового изображения — из 256 элементов и т. д. Для кодирования знаков письменности всего мира используются кодовые таблицы Unicode.

Алфавит
Примеры исторических алфавитов
  • :

альтернативный глиф (alternate glyph)

Вариант знака другого рисунка, т. е. дополнительный глиф для одного и того же начертания.

На­ли­чие аль­тер­на­тив­ных глифов ха­рак­тер­но для кал­ли­гра­фи­чес­ких и ру­ко­пис­ных текс­тов, а имен­но раз­ме­ще­нием зна­ка в на­ча­ле, в се­ре­ди­не или в конце слова.
Фор­мат шриф­та OpenType пре­ду­смат­ри­вает воз­мож­ность ра­бо­ты с аль­тер­на­тив­ны­ми глифами. На рис. несколько вариантов глифа строчной латинской «a».

Палитра Glyph с открытым списком альтернативных глифов строчной латинской буквы «a»

амперсанд (ampersand, et sign)

Знак &, который в английском языке часто заменяет союз «и».

Название происходит от выражения «and per se and» («союз и как таковой»). Изображение знака — видоизменённая лигатура et (лат. «и»). Является также математическим символом, обозначающим логическую операцию AND («И»).

Unicodeвиданглийское названиерусское названиеWeb
U+0026&ampersandамперсанд&#38; &amp;

английская антиква старого стиля (English old style serif)

Шрифты первой половины XVIII в., созданные в Англии на основе голландской антиквы.

Прежде всего это шрифты лондонского типографа и словолитчика Уильяма Кэзлона Старшего (William Caslon I, 1692–1766).
Форма знаков напоминает более раннюю антикву старого стиля, а элементы определяются глиптальным способом создания, в результате увеличены контрастность и насыщенность, утоньшены засечки.
Оси овалов
в них практически вертикальны.

Aнглий­ская ан­тиква ста­ро­го сти­ля, Cas­lon Eng­lish ro­man (Cas­lon foun­dry)

английский параграф (paragraph mark)

см. абзаца знак

англо-американская типометрическая система (Anglo-American points, pica system)

Система измерений в полиграфии, основанная на английском дюйме (25,4 мм), одна семьдесят вторая часть которого называется point (пункт).

Пункт равняется 1/72 части английского дюйма или 0,35146 мм. Двенадцать пунктов составляют 1 pica (пика, другое произношение — пайка). Система разработана около 1879 года Нельсоном Хоуксом (Nelson Hawks).

Такая типометрическая система (округлённая) используется в компьютерных технологиях, в частности, в стандарте языка PostScript. Такой пункт иногда называют PostScript point или Adobe point, который равняется 0,352775 мм. Компьютерные приложения (программы вёрстки и графики) обычно по умолчанию используют пункт Adobe.

Сравните:

см. также система Дидо

англо-шотландская антиква (Scotch modern)

Обобщенное название шрифтов, занимающих положение между переходной антиквой и антиквой нового стиля.

Такие шрифты имеют длинные тонкие засечки с небольшим скруглением. Наиболее характерные шрифты этого типа — шрифты лондонского сло­во­лит­чи­ка Ричарда Остина (Richard Austin, ок. 1765–1830).

Пример сов­ре­мен­ной англо-шот­ланд­ской антиквы

аннотация (annotation)

[лат. annotatio — ‘замечание’]

Краткое изложение содержания, назначения книжного издания или информация об авторе.

Её обычно размещают на обороте титула, оформляют шрифтом более мелкого кегля и размещают в пределах слегка уменьшенной полосы.

анти-алиасинг (anti-aliasing)

Способ борьбы с заметным ступенчатым характером контуров шрифта на экране монитора.

Идея способа борьбы с алиасингом сос­то­ит в при­ме­не­нии пикселов раз­лич­ных уров­ней се­ро­го по кон­ту­ру бук­вы в го­ри­зон­таль­ном на­прав­ле­нии. Тог­да зуб­ча­тый кон­тур слег­ка раз­мы­ва­ет­ся и при­об­ре­та­ет ви­зу­аль­но бо́ль­шую глад­кость ли­нии.

С развитием и широким применением жидко-кристаллических мо­ни­то­ров бы­ли раз­ра­бо­та­ны рас­те­ри­за­то­ры ClearType и DirectWrite, ко­то­рые ос­но­ва­ны на тех­но­ло­гии SubPixel Rendering. В та­ком случае в фор­ми­ро­ва­нии кон­ту­ра бук­вы ис­поль­зу­ют­ся и от­тен­ки цве­та.

Пример анти-алиасинга по технологии SubPixel Rendering
Пример экранного анти-алиасинга
(увеличено)
  • :

антиква (antiqua, serif typeface)

[лат. antiquus — ‘древний’]

Обобщенное обозначение шрифтов с засечками и заметной контрастностью.

Формы строчных букв с засечками происходят от итальянского гуманистического письма XIV–XV вв., а прописные буквы — из древнеримского капитального шрифта начала новой эры.

Слово «антиква» (Antiqua) происходит из немецкого языка, в котором обозначали любой шрифт прямого начертания. Кроме того, это подчеркивало его античное происхождение (каролингское письмо VIII–IX вв., ставшее основой гуманистического письма, в эпоху Ренессанса ошибочно принималось за античное). Первая наборная антиква появилась в Италии и Германии во второй половине XV в., затем в 70-х гг. была усовершенствована в Венеции Николаем Йенсоном (Nicholas Jenson).

Антиквенные шрифты обычно делятся на антикву старого стиля, переходную антикву и антикву нового стиля, а также брусковую антикву.

  • :

антиква брусковая (slab serif)

Антиква с мощными засечками прямоугольной формы обычно без скруглений.

Такая антиква появилась в Англии в начале XIX в. (1815 г.), создателем считается Винсент Фиггинс (Vincent Figgins). Кроме специфических засечек (без скруглений или с небольшими скруглениями) (A, B, C), характеризуется малой контрастностью или полным ее отсутствием (A, C), крупным очком строчных букв.
По форме овалов и засечек, контрастности и разноширинности брусковая антиква делится на группы: египетские шрифты(A), геометрические шрифты, гуманистические шрифты и шрифты типа Кларендон (B).
Иногда в отдельную подгруппу выделяют брусковые шрифты с обратным контрастом (итальянские).

Особенности брусковой антиквы

антиква-гротеск (gumanist sans serif)

Шрифт, промежуточный между гротеском и антиквой.

см. гуманистический гротеск

антиква нового стиля (modern serif)

Антиква середины XVIII–начала XIX в.

Антиква с сильной контрастностью (A), строго вертикальными осями овалов (B), длинными и тонкими засечками без скругления (C). Антиква нового стиля настолько широко использовалась в России, что получила название Обыкновенная Новая.
По форме засечек антиква нового стиля делится на группы: классицистическую, англо-шотландскую и современные вариации шрифтов на основе антиквы нового стиля.
Появление таких шрифтов в конце XVIII – начале XIX века связано с с развитием техники гравировки по металлу.

Особенности антиквы нового стиля

  • :

антиква переходная (transitional serif)

Антиква начала и середины XVIII в.

Шрифты появились в начале и середине XVIII века. Они сочетают характеристики антиквы старого стиля и некоторые элементы антиквы нового стиля На рис. представлены особенности переходной антиквы: A — незначительный контраст, B — вертикальная ось наклона, C — тонкие и скруглённые засечки.

Особенности переходной антиквы

антиква старого стиля (old style serif, old face)

Антиквенные шрифты на первом этапе своего развития (с конца XV по начало XVIII века).

Первоначальная форма букв (с конца XV по начало XVIII века) основана на дуктальном принципе (прослеживается зависимость от рукописного почерка — гуманистического минускула ширококонечным пером) и отличается умеренной контрастностью, скруглением засечек в местах примыкания к основному штриху и наклоном осей овальных элементов. Постепенно контрастность штрихов увеличивается, заостряются засечки, а оси овалов движутся к вертикали, что ведет к глиптальному принципу процесса изготовления металлических пуансонов.

Антиква старого типа по времени и месте появления делится на группы: венецианская антиква (конец XV в., современный вариант: Adobe Jenson, дизайнер Robert Slimbach), итальянско-французская антиква (XVI в.), голландская антиква (XVII в.), английская антиква (начало XVIII в.).

Антиква старого стиля

апекс (apex)

[лат. apex — ‘вершина’]

Соединение штрихов в верхней части буквы под углом друг к другу.

Может иметь острую форму или быть срезанным под разными углами.

Апекс

апертура (aperture)

[лат. aperture — ‘отверстие’]

Степень открытости знаков, имеющих разрывы, например, «С» или «G».

Апертура является одним из стилевых признаков шрифта. По этому критерию выделяют закрытые, полузакрытые (полуоткрытые) и открытые.
См. внутрибуквенный просвет

Примеры различных апертур

апостро́ф (apostrophe)

[греч. ἡ ἀπόστροφος (hē apostrophes) — ‘обращенный назад’]

Знак в форме запятой, располагаемой примерно на линии роста строчных букв.

Во многих языках используется как знак звукового пропуска, например, в английском языке «do not» сокращается с помощью апострофа до «don’t», служит также знаком притяжательного падежа, например John’s hat («шляпа Джона»). В русской орфографии используется при написании иностранных фамилий, например, «Жанна Д'Арк».
В транслитерации на латиницу кириллического алфавита (система BGN/PCGN) апостроф используется для обозначения мягкого знака, например, «Тюмень» транслитерируется как «Tyumen’».

Unicodeвиданглийское названиерусское названиеWeb
U+0027'apostropheапостроф (одинарная кавычка)&#39; &apos;
U+02BCʼmodifier letter apostropheмодификатор буквы апостроф&#700;

Апостроф не следует путать со знаками штриха (U+2032), акута (U+00B4) и грависа (U+0300).

аппарат книги (subsidiaries)

Дополнительные к основному содержанию тексты, которые включаются в издание для удобного использования и понимания.

Сюда включаются: оглавление, списки источников, научные комментарии и примечания, различные указатели, вокабуляры и т. д.

апрош (letter space)

[фр. approche — ‘сближение’]

Межбуквенный пробел, расстояние между двумя буквами.

Также «межбуквенный интервал».
В нормальном наборе образуется при соединении полуапрошей (правого и левого соответственно) двух соседних букв. Программы графики и вёрстки позволяют изменять межбуквенные интервалы с помощью технологий кернинга и трекинга.

В спецификациях CSS представлен атрибут letter-spacing, который позволяет изменить значение апроша, по умолчанию определяемое метриками шрифта.

Синтаксис CSS: letter-spacing: значение | normal | inherit


арабские цифры (arabic numerals)

Математические знаки (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9), которые используются в десятичной системе счисления для записи любых чисел.

См. минускульные (старостильные, разновысокие, строчные) и маюскульные (равновысокие, прописные), табличные цифры.
Ср. римские цифры

арифметические знаки (arithmetical signs)

Знаки, означающие основные арифметические действия.

В стандартные цифровые файлы обычно входят следующие знаки:

Unicodeвиданглийское названиерусское названиеWeb
U+002B+plus signплюс&#43;
U+002D-hyphen-minusдефис-минус&#45;
U+00B1±plus-minus signзнак плюс-минус&#177;
U+00F7÷division signзнак деления&#247;
U+003C<less-than signзнак меньше&#60;
U+003E>greater-than signзнак больше&#62;
U+003D=equals signзнак равенства&#61;
U+00D7×multiplication signзнак умножения&#215;

В расширенных наборах в диапазоне от U+2200 до U+22FF могут встречаться и другие математические операторы (mathematical operators):

Unicodeвиданглийское названиерусское названиеWeb
U+2248almost equal toпочти равный&#8776;
U+2260not equal toне равный&#8800;
U+2261identical toидентичный, тождество&#8801;
U+2264less-than or equal toменьше или равный&#8804;
U+2265greater-than or equal toбольше или равный&#8805;

архитектоника книги (book architectonics)

Общий дизайн книги, принципы её построения и оформления, существенная часть искусства книги.

Архитектоника предполагает гармоничное и согласованное размещение всех элементов издания (титул, шмуцтитул, заставки, концовки, заголовки, различные гарнитуры, кегли шрифта, рисунки и оформление).

ассюре (cheque line)

[фр. assurer — ‘подтверждать’]

Типографская линейка из нескольких параллельных тонких прямых или волнистых линий.

Используется в наборе бланков и другой защищённой печатной продукции, где требуется подпись или написание суммы. Ассюре призвана исключить возможность подтирки подписи или подделки суммы.

астериск (asterisk)

[греч. ἀστέρισκος — ‘звездочка’]

Знак в форме «звёздочки» (*).

Звёздочка обычно используется для сносок или примечаний.
Три знака, расположенные в ряд или треугольником, служат разделителями стихотворений. Используется иногда в посвящениях для обозначения лица, не называемого автором, например, «N*», «M**» и т. д. В лингвистике звёздочкой отмечаются реконструимые элементы языка.

Unicodeвиданглийское названиерусское названиеWeb
U+002A*asteriskзвёздочка&#42;