1. Буква как объект машинописи

«Эрика» берет четыре копии…

Александр Галич

Попытки механизировать письмо привели к изобретению пишущей машинки. Пишущая машинка — это инструмент малой полиграфии, нечто вроде нынешнего принтера, но с гораздо более ограниченными возможностями.

Для обсуждаемой темы существенны два момента (не вдаваясь в механику устройства):

А. Буква как элемент печатающей системы

Собственно печатная литера, которая очень похожа на полиграфическую литеру, т. е. сохраняет принцип высокой печати, но краска не наносится на выпуклые буквы, а переносится с красочной ленты в результате удара по ней. Несколько копий («закладок») получают с помощью листов копировальной бумаги, размещаемых между бумажных листов.

Недостатком пишущей машинки явилась необходимость размещать все буквы на одинаковых площадках и, как следствие, нарушение естественных пропорций букв и появление моноширинных начертаний. Такие шрифты тем не менее нашли свое применение в табличном наборе, а сейчас особенно в распечатках листингов компьютерных программ. В книгах, журналах, пособиях по программированию фрагменты кода традиционно набирают моноширинным шрифтом.

Б. Буква как элемент клавиатуры

Главная идея, к которой довольно быстро пришли изобретатели клавиатуры, — исходить нужно не из алфавитного принципа (хотя и такая попытка была), а от частотности применения той или иной буквы в языке (в исходном случае — в английском). Так или примерно так и возникла раскладка QWERTY (русская ЙЦУКЕН).

Клавиатура пишущей машинки важна с той точки зрения, что она перекочевала в компьютерные технологии почти без изменений. Дополнительные свойства и другой принцип работы в данном случаю не играют роли. Принципиально, что клавиатура имеет весьма ограниченный набор знаков. Это привело к крайне низкому уровню набора текста (неверные кавычки, замена длинного тире дефисом и т. д.), что позволяют себе не только юные секретарши,
но и (что особенно печально и нетерпимо) издатели, и дизайнеры.

Еще одной глупой привычкой у людей, которые печатали на пишущей машинке, стали способы выделения отдельных слов или фрагментов текста: это разрядка (после каждой буквы нажимается клавиша пробела) и подчеркивание (каретка возвращается на нужное количество букв, а потом набивается нижнее подчеркивание). Последнее так въелось, что все программы верстки имеют такую функцию, хотя такой способ выделения давно осуждается.

Для машинописного текста характерен квазитабличный набор: все буквы, имея одинаковые кегельные площадки и одинаковый сдвиг каретки, располагаются в строках строго друг под другом. Правда, за рубежом существовали пишущие машинки с пропорциональным шрифтом (например, Graphika от Olivetti).

Из особенностей пишущей машинки можно назвать и установку фиксированных межстрочных интервалов, а именно «один интервал», «полтора интервала» и «два интервала».

Зато, с другой стороны, при стандартных полях на странице помещалось одинаковое количество текста. При полиграфическом наборе это было сделать не так просто, существовали специальные и громоздкие таблицы для каждой гарнитуры и кегля. И была отдельная профессия — метранпаж — специалист по верстке и расположению набора (литер и знаков) и иллюстраций по страницам, полосам. Метранпаж также рассчитывал объем издания по этим таблицам.

Пишущая машинка и полиграфия длительное время существовали бок о бок, когда первая была предварительным этапом второй. Рукопись перепечатывалась на пишущей машинке, правилась, корректировалась, создавался беловой (и затем утвержденный какой-либо инстанцией) вариант, который размечался в соответствии с стилевым листом (отсюда на новом витке— CSS) и передавался в наборный цех.

Теперь в качестве пишущей машинки служит текстовый редактор Microsoft Word, в котором обеспечивается основная работа с текстом. И к сожалению, с тем же набором проблем, что и на пишущей машинке: кавычки, тире, многоточие, абзацные отступы, выравнивание пробелами, отбивкиc— клавишей Enter и пр., то есть всё то, с чем приходится бороться грамотному верстальщику после получения «рукописи» от авторов. Так или иначе текст попадает в соответствующие программы вёрстки, например, Adobe InDesign или QuarkXpress, где и доводится «до нужной кондиции».

2. Буква как объект полиграфии

Буквы – это вещи, а не изображения вещей.

Эрик Гилл

А. Буква как литера

Отдельная буква стала в своё время материальным объектом, а именно металлическим бруском из сплава свинца и олова с сурьмой («гарт») с выпуклым изображением знака. Именно это является одним из элементов изобретения Иоганна Гуттенберга, хотя тексты печатали с досок задолго до Гуттенберга.

В таком материальном виде буква просуществовала несколько веков, превратившись только в последний период материальности в строку из букв — линотайповскую строку. Тем не менее это была всё та же высокая печать.

Важно отметить, что масштаб шрифта в процессе разработки оставался тем же, что и в процессе восприятия, т. е. изготовление обеспечивалось в натуральную величину. Отсюда достаточно большое разнообразие легких изменений в толщинах буквенных элементов, вызванных другим размером. Фактически, это «индивидуальный пошив» для каждого кегля каждой буквы.

В дальнейшем эта ситуация кардинально изменилась в фотонаборном, а особенно в цифровом периоде: рисунок шрифта разрабатывается в одном масштабе, а затем используется в бесконечно разных размерах .

Б. Буква как фотоизображение

Относительно короткий исторический период буква была представлена в форме изображения на черно-белой фотопленке. В фотонаборных автоматах (ФНА, Imagesetter) вещественный шрифтоносительnbsp;— матрица-шаблон с изображениями всех доступных букв и прочихnbsp;— знаковnbsp;— представляет собой негативные изображения знаков, которые с помощью светового луча лазера экспонировались на другую пленкуnbsp;— фотоформу. С фотоформы снова обеспечивалось экспонирование на печатную форму, а уже с нее изображение буквы попадала на бумагу. Чаще всего это была плоская офсетная печать.

Недостатки этой технологии вызваны многократными мокрыми фотопроцессами и всё с этим связанное, например, механическое масштабирование (хотя в фотонаборе делились матрицы на наборные и акцидентные). Последний недостаток перешел и в цифровые технологии.

В. Буква как цифра

На определенном этапе технического прогресса буква перешла в цифровую форму, причем двояким образом. С одной стороны, собственно буква получила цифровой код (и даже несколько, например, кириллица имела множество кодовых таблиц до принятия стандарта Unicode), а с другой стороны, форма буквы тоже приобрела цифровой вид.

В этом случае подготовка к печати происходит компьютерным способом. Набор текста происходит с помощью клавиатуры в текстовых редакторах, сохраняется и передается на верстку в соответствующих программных приложениях. Далее обеспечивается экспортирование документа в формат, доступный для полиграфии.

Печатная форма в настояшее время получается с помощью устройств CtP (Computer-to-Plate — с компьютера на печатную форму).

Статьи далее...