габаритный прямоугольник (bounding box)

Прямоугольная рамка, которая окружает один или несколько векторных объектов, в том числе и текстовых фрагментов.

Маркеры, расположенные на рамке, служат для масштабирования, вращения и т. д. В не­ко­то­рых про­грам­мах вёрст­ки мас­шта­би­ро­ва­ние га­ба­рит­но­го пря­мо­у­голь­ни­ка не обес­пе­чи­ва­ет из­ме­не­ния раз­ме­ра шриф­та или изо­бра­же­ния.

Пример габаритного прямоугольника (Adobe InDesign)

гаральды, итало-французская антиква старого стиля (garaldes)

[конкатенация М. Вокса (Maximilien Vox): Garamond + Aldus]

Обобщенное наименование антиквенных шрифтов, создаваемых на основе шрифтов Альда Мануция и Клода Гарамона.

Шрифты типографа из Венеции Альда Мануция (Aldus Manutius, 1447–1515) (рис. 1, слева) выполнялись гравером Франческо Гриффо (Francesco Griffo, ок. 1450–1518). Клод Гарамон (Claude Garamond или Garamont, ок. 1490–1561) (рис. 1, справа) создавал шрифты самостоятельно.
Гаральды представляет собой развитие венецианской антиквы (дуктальный принцип построения) под влиянием теорий Луки Пачоли (Luca Paccioli, ок. 1445–1514) и Жоффруа Тори (Geoffroy Tory, 1480–1533).
Для гаральдов (рис. 2) характерны бо́льшая контрастность, закругленное присоединение засечек и все еще наклонная ось овалов. Перекладина строчной «е», которая, будучи наклонной в гуманистических шрифтах, становится в гаральдах параллельной линии шрифта. Засечки удлиняются и становятся более изящными. Шрифты постепенно уходят от имитации рукописного текста.
Эту группу шрифтов называют также «альдины» от Aldus (Manutius).

гарнитура шрифта (type family, typeface)

[фр. garniture, нем. Garniture — ‘набор’]

Совокупность начертаний шрифтов, имеющих одинаковые стилевые особенности и общее наименование.

Впер­вые по­ня­тие гар­ни­ту­ры как се­мейс­тва шриф­тов бы­ло вве­де­но глав­ным ху­дож­ни­ком аме­ри­канс­кой фир­мы Ame­ri­can Type­foun­ders (ATF) Мор­ри­сом Фул­ле­ром Бен­то­ном (Mor­ris Ful­ler Ben­ton, 1872–1948) в 1898 г.
В про­грам­мах гра­фи­ки и вёрст­ки для вы­бо­ра пред­став­ля­ет­ся спи­сок гар­ни­тур, а на­чер­та­ния кон­крет­ной гар­ни­ту­ры дос­туп­ны из до­пол­ни­тель­но­го ме­ню.
У гар­ни­ту­ры в це­лом мож­но вы­де­лить ряд осо­бен­нос­тей (font at­tri­bu­tes): про­пор­ции шриф­та, его конт­раст­ность, апер­ту­ру (сте­пень от­кры­тос­ти), угол на­кло­на осей ова­лов, со­от­но­ше­ние рос­та про­пис­ных и строч­ных зна­ков, сте­пень раз­но­ши­рин­нос­ти, фор­му за­се­чек и кон­це­вых эле­мен­тов, ха­рак­тер вы­нос­ных эле­мен­тов и т. д. На ос­но­ве та­ких ха­рак­те­рис­тик осу­ществ­ле­но мно­жест­во по­пы­ток по­стро­е­ния клас­си­фи­ка­ций и да­же сде­ла­на по­пыт­ка фор­ма­ли­зо­ван­ной сис­те­мы PANOSE.

Палитра Символ (Character)
с открытым списком гар­ни­тур

В спецификациях CSS предусмотрен атрибут font-family, который определяет выбор гарнитуры для форматирования текста. Обычно указывается перечень гарнитур, разделенных запятой. Если название гарнитуры состоит из нескольких слов, то их следует заключить в одинарные или двойные кавычки. Заканчивается перечень одним из ключевых слов, определяющим тип шрифта: serif — шрифт с засечками (антиквенные), например Times, sans-serif — рубленный шрифт (шрифт без засечек, или гротеск), например Arial, cursive — курсивный шрифт, fantasy — декоративный шрифт, monospace — моноширинный шрифт, например Courier.

Синтаксис CSS: font-family: гарнитура [, гарнитура[, ...]] | inherit

геометрический брусковый шрифт (geometric slabserif)

Обобщенное наименование шрифтов, созданных на основе геометрических форм (окружности, квадрата, треугольника) c прямоугольными засечками.

Та­кие шриф­ты по­я­ви­лись в 20–30-х гг. ХХ в. в ка­чест­ве раз­ви­тия ге­о­мет­ри­чес­ких гро­тес­ков. У этих шриф­тов от­сутст­ву­ет конт­раст­ность, име­ют­ся пря­мо­уголь­ные за­сеч­ки без скруг­ле­ний.

Шрифт Tesla Slab Николы Джурека (Nikola Djurek)

геометрический гротеск (geometric sans)

Гротеск, построенный исключительно на основе простейших геометрических форм — окружности, квадрата и равностороннего треугольника.

Ге­о­мет­ри­чес­кие гро­тес­ки раз­ра­бо­та­ны пер­во­на­чаль­но в Гер­ма­нии (30‑е го­ды ХХ ве­ка) под воз­дейст­ви­ем кон­струк­ти­виз­ма и шко­лы BauHaus. Они построены из геометрических объектов (A, B), буквы не име­ют конт­раст­нос­ти или имеют легкие вариации (C), а на­чер­та­ния — толь­ко на­клон­ные (не кур­сив­ные) с не­зна­чи­тель­ным уг­лом нак­ло­на.

Особенности геометрических гротесков


глаголица (glagolithic type)

[ст. слав. глаголь — ‘слово’, ‘речь’]

Древнейшая славянская азбука, создана славянским просветителем св. Кириллом (Константин Философ) ок. 863 г.

Форма знаков глаголицы имеет общие черты с греческим и еврейским письмом. Самые ранние памятники относятся к Х в. Существовали две формы глаголицы: круглая (болгарская) и угловатая (хорватская).

«глаз» (eye)

Замкнутая часть строчной буквы «е».

«Глаз»

глиптальный шрифт (glyptal type)

[греч. γλυπτοσ, лат. glyptos — ‘вырезанный’]

Шрифт, у которого форма букв диктуется особенностями процесса резания или гравирования знаков на твердом материале.

В таком шрифте форма знаков рисуется без учета пишущего инструмента (ср. дуктальный шрифт), а может быть продиктована пластическими замыслами дизайнера шрифта.

глиф (glyph)

(греч. γλυφή, лат. glyphe — ‘то, что вырезано’)

Конкретный рисунок знака определённой гарнитуры и начертания.

Некоторые графемы знака в одной гарнитуре и начертании могут иметь несколько глифов (альтернативные глифы).

В программах вёрстки иногда предусмотрены диалоговые окна (с разными названиями), в которых можно выбрать как знаки, так и их глифы. Формат шрифта OpenType позволяет сохранять и использовать глифы в компьютерном наборе текста.

см. также аллограф

Палитра «Глифы» программы InDesign

голландская антиква старого стиля (dutch old style serif)

Обобщенное наименование группы антиквенных шрифтов, основанных на работах голландцев XVII века.

Сюда относятся работы Кристоффела ван Дейка (Christoffel van Dijck, 1601–69), Дирка Воскенса (Dirck Voskens, ум. ок. 1669), Миклоша Киша (Kis Miklos, 1650–1702) и др. Шрифты представляют собой развитие форм гаральдов, а именно усиление характеристик, относящихся к глиптальным шрифтам: увеличение контрастности и насыщенности, утончение засечек, усиление вертикальности осей овалов. У шрифтов более узкие пропорции и более крупное очко у строчных букв.

Шрифты на основе голландской антиквы
старого стиля

горизонтальная линия (horizontal bar)

Знак в виде длинной горизонтальной черты.

Применяется в западной типографике для обозначения прямой речи. В российской практике для этой цели импользуется длинное тире.

Unicodeвиданглийское названиерусское названиеWeb
U+2015horizontal barгоризонтальная линия― ―

горизонтальный элемент (arm)

Горизонтальный штрих, соединенный с вертикальным сверху, в середине или снизу.

Такой штрих характерен. например, для букв «Б», «Г», «Е», «Т» и т. д.

Горизонтальные элементы букв

готический шрифт (blackletter, broken script)

Обобщенное наименование наборных шрифтов, имитирующих средневековые рукописные почерки ширококонечным пером (XIII-XVI вв. Северная Европа).

Шрифт отличается узкими пропорциями, значительной контрастностью и насыщенностью, изломанностью штрихов. Первые наборные шрифты также использовали форму готических почерков и использовались наряду с антиквой. Сейчас применяются в качестве стилизации.

Основные формы готического шрифта: Текстура, Швабахер, Ротунда, Фрактура, Унциал.

гравис (grave)

[лат. gravis — ‘тяжелый’]

Вид надстрочного диакритического знака (акцента) в форме сужающегося штриха, наклонённого слева сверху вправо вниз («тяжелое» или «тупое» ударение).

Применяется в романских языках (французском, итальянском, португальском и др.)

Unicodeвиданглийское названиерусское названиеWeb
U+0300 ̀ combining grave accentкомбинируемый гравис (тяжёлое ударение)̀

градуса, знак (degree sign)

Знак для обозначения температуры, угла наклона, долготы, широты и некоторых других параметров.

В программах вёрстки можно ввести с помощью клавиатуры следующим образом: при нажатой клавише Alt набрать на цифровой клавиатуре 0176 (кнопка NumLock активирована).

Unicodeвиданглийское названиерусское названиеWeb
U+00B0°degree signзнак градуса° °

Важно. Нельзя использовать уменьшенную и приподнятую букву «о».

гражданский шрифт (civil type)

Шрифт, введенный Петром I для печати светских изданий.

Этот шрифт явился результатом реформы 1708–1710 гг. и строился на основе латинской антиквы и гражданского письма. Вид кириллицы был приближен к европейской книге: изменена форма букв, знаков препинания и цифр, несколько улучшен алфавит. По эскизам Петра I в Амстердаме и Москве изготовлены пуансоны и матрицы, с помощью которых были отлиты три кегля гражданского шрифта.
Подробно см. в статье Владимира Ефимова.

Страница гражданской азбуки с исправлениями Петра I.
Москва, 1710

граммалог (grammalogue)

Слово, представленное специальным символом.

К граммалогам относятся, например, знак & (амперсанд) вместо «and» («и») или знак @ («собака») вместо «at» («на», «к», «в отношении»).

гранка (proof sheet)

Корректурная распечатка (ранее — оттиск).

В докомпьютерное время гранкой назывался типографский оттиск столбца текста произведения для корректуры или выклейки макета книги. В настоящее время используется принтерная распечатка вёрстки для вычитки корректорами в «тихой комнате». Для корректуры используются специальные корректурные знаки.

графема (grapheme)

[греч. γράφω — ‘пишу’ + суфф. ‘-ема’]

Единица системы письменности, скелетная форма буквы.

Схема построения знака, присущая ей как знаку и обеспечивающая eё узнавание независимо от конкретного вида гарнитуры, начертания, почерка и т. д. Графема знака строится из отрезков прямых линий, окружностей (овалов) и различных дуг.
Понятие введено по аналогии с «фонемой» в 1912 г. российским лингвистом проф. Иваном Александровичем Бодуэном де Куртенэ (1845–1929). Одна и та же графема может иметь множество различных форм (глифов, аллографов). Алфавит по сути представляет собой список графем (прописных и строчных), расположенных в исторически сложившемся порядке.

Построение графем

гротеск (sans serif, gothic, Grotesk, grotesque)

[нем. Grotesk — ‘причудливый’, ‘странный’]

Обобщенное наименование шрифтов без засечек.

Первый гротеск появился в Англии в 1816 г. у лондонского словолитчика Уильяма Кэзлона IV (William Caslon IV, 1780–1869). Гротески характерны тем, что у них основные и соединительные штрихи одной толщины (практически отсутствие контрастности) или с небольшим различием (малоконтрастные). Шрифты без засечек делятся на старые, новые, геометрические и гуманистические гротески. В Великобритании и Франции гротески называются Sans Serif, в Америке — Gothic, в Германии — Grotesk (откуда были заимствованы в Россию).
Гротеск называют также «рубленым» шрифтом.

гуманистическая антиква (humanist serif, venetian serif)

Обобщенное наименование ранних антиквенных шрифтов конца XV века.

Эти шрифты созданы, в частности, венецианскими типографами, например, Николаем Йенсоном (Nicholas Jenson, работал в 1470-80 гг.).

Для гуманистической антиквы характерна дуктальная форма знаков. Шрифты c умеренной контрастностью, мощными короткими и чуть прогнутыми засечками, отчетливым наклоном осей овалов. Круглые элементы имеют небольшие изломы. Особенностью является наклонная перекладина у строчной «е». В венецианских шрифтах начального периода курсива не было.

гуманистический гротеск (humanist sans serif)

Обобщенное название гротесков, у которых форма и пропорции основываются на конструкции антиквы старого стиля.

Создание в 1930 годы ХХ века в Великобритании гуманистических гротесков вызвано чрезмерным формализмом геометрических гротесков. Одним из таких шрифтов был гротеск, созданный Эриком Гиллом (Eric Gill, 1882–1940).

У таких штрихов некоторые черты антиквы старого стиля: открытый рисунок (A), обычные формы букв «a» и «g» (B) и слабая контрастность (C), а истинные курсивные (не наклонные) начертания имеют небольшие углы наклона.

Особенности гуманистических гротесков