Прямоугольная рамка, которая окружает один или несколько векторных объектов, в том числе и текстовых фрагментов.
Маркеры, расположенные на рамке, служат для масштабирования, вращения и т. д. В некоторых программах вёрстки масштабирование габаритного прямоугольника не обеспечивает изменения размера шрифта или изображения.
гаральды, итало-французская антиква старого стиля (garaldes)
[конкатенация М. Вокса (Maximilien Vox): Garamond + Aldus]
Обобщенное наименование антиквенных шрифтов, создаваемых на основе шрифтов Альда Мануция и Клода Гарамона.
Шрифты типографа из Венеции Альда Мануция (Aldus Manutius, 1447–1515) (рис. 1, слева) выполнялись гравером Франческо Гриффо (Francesco Griffo, ок. 1450–1518). Клод Гарамон (Claude Garamond или Garamont, ок. 1490–1561) (рис. 1, справа) создавал шрифты самостоятельно.
Гаральды представляет собой развитие венецианской антиквы (дуктальный принцип построения) под влиянием теорий Луки Пачоли (Luca Paccioli, ок. 1445–1514) и Жоффруа Тори (Geoffroy Tory, 1480–1533). Для гаральдов (рис. 2) характерны бо́льшая контрастность, закругленное присоединение засечек и все еще наклонная ось овалов. Перекладина строчной «е», которая, будучи наклонной в гуманистических шрифтах, становится в гаральдах параллельной линии шрифта. Засечки удлиняются и становятся более изящными. Шрифты постепенно уходят от имитации рукописного текста.
Эту группу шрифтов называют также «альдины» от Aldus (Manutius).
гарнитура шрифта (type family, typeface)
[фр. garniture, нем. Garniture — ‘набор’]
Совокупность начертаний шрифтов, имеющих одинаковые стилевые особенности и общее наименование.
Впервые понятие гарнитуры как семейства шрифтов было введено главным художником американской фирмы American Typefounders (ATF) Моррисом Фуллером Бентоном (Morris Fuller Benton, 1872–1948) в 1898 г.
В программах графики и вёрстки для выбора представляется список гарнитур, а начертания конкретной гарнитуры доступны из дополнительного меню.
У гарнитуры в целом можно выделить ряд особенностей (font attributes): пропорции шрифта, его контрастность, апертуру (степень открытости), угол наклона осей овалов, соотношение ростапрописных и строчных знаков, степень разноширинности, форму засечек и концевых элементов, характер выносных элементов и т. д. На основе таких характеристик осуществлено множество попыток построения классификаций и даже сделана попытка формализованной системы PANOSE.
В спецификациях CSS предусмотрен атрибут font-family, который определяет выбор гарнитуры для форматирования текста. Обычно указывается перечень гарнитур, разделенных запятой. Если название гарнитуры состоит из нескольких слов, то их следует заключить в одинарные или двойные кавычки. Заканчивается перечень одним из ключевых слов, определяющим тип шрифта: serif — шрифт с засечками (антиквенные), например Times, sans-serif — рубленный шрифт (шрифт без засечек, или гротеск), например Arial, cursive — курсивный шрифт, fantasy — декоративный шрифт, monospace — моноширинный шрифт, например Courier.
Гротеск, построенный исключительно на основе простейших геометрических форм — окружности, квадрата и равностороннего треугольника.
Геометрические гротески разработаны первоначально в Германии (30‑е годы ХХ века) под воздействием конструктивизма и школы BauHaus. Они построены из геометрических объектов (A, B), буквы не имеют контрастности или имеют легкие вариации (C), а начертания — только наклонные (не курсивные) с незначительным углом наклона.
глаголица (glagolithic type)
[ст. слав. глаголь — ‘слово’, ‘речь’]
Древнейшая славянская азбука, создана славянским просветителем св. Кириллом (Константин Философ) ок. 863 г.
Форма знаков глаголицы имеет общие черты с греческим и еврейским письмом. Самые ранние памятники относятся к Х в. Существовали две формы глаголицы: круглая (болгарская) и угловатая (хорватская).
«глаз» (eye)
Замкнутая часть строчной буквы «е».
глиптальный шрифт (glyptal type)
[греч. γλυπτοσ, лат. glyptos — ‘вырезанный’]
Шрифт, у которого форма букв диктуется особенностями процесса резания или гравирования знаков на твердом материале.
В таком шрифте форма знаков рисуется без учета пишущего инструмента (ср. дуктальный шрифт), а может быть продиктована пластическими замыслами дизайнера шрифта.
глиф (glyph)
(греч. γλυφή, лат. glyphe — ‘то, что вырезано’)
Конкретный рисунок знака определённой гарнитуры и начертания.
В программах вёрстки иногда предусмотрены диалоговые окна (с разными названиями), в которых можно выбрать как знаки, так и их глифы.
Формат шрифта OpenType позволяет сохранять и использовать глифы в компьютерном наборе текста.
голландская антиква старого стиля (dutch old style serif)
Обобщенное наименование группы антиквенных шрифтов, основанных на работах голландцев XVII века.
Сюда относятся работы Кристоффела ван Дейка (Christoffel van Dijck, 1601–69), Дирка Воскенса (Dirck Voskens, ум. ок. 1669), Миклоша Киша (Kis Miklos, 1650–1702) и др. Шрифты представляют собой развитие форм гаральдов, а именно усиление характеристик, относящихся к глиптальным шрифтам: увеличение контрастности и насыщенности, утончение засечек, усиление вертикальности осей овалов. У шрифтов более узкие пропорции и более крупное очко у строчных букв.
горизонтальная линия (horizontal bar)
Знак в виде длинной горизонтальной черты.
Применяется в западной типографике для обозначения прямой речи. В российской практике для этой цели импользуется длинное тире.
Unicode
вид
английское название
русское название
Web
U+2015
―
horizontal bar
горизонтальная линия
― ―
горизонтальный элемент (arm)
Горизонтальный штрих, соединенный с вертикальным сверху, в середине или снизу.
Такой штрих характерен. например, для букв «Б», «Г», «Е», «Т» и т. д.
готический шрифт (blackletter, broken script)
Обобщенное наименование наборных шрифтов, имитирующих средневековые рукописные почерки ширококонечным пером (XIII-XVI вв. Северная Европа).
Шрифт отличается узкими пропорциями, значительной контрастностью и насыщенностью, изломанностью штрихов. Первые наборные шрифты также использовали форму готических почерков и использовались наряду с антиквой. Сейчас применяются в качестве стилизации.
В готическом письме меня всегда удивляла схожесть буквенных форм: буквы очень мало отличались друг от друга, но благодаря им можно было передать все значения, интонации и вариации в языке. Удивительно, что в этой трясине вертикальных линий люди могли видеть осмысленный текст.
гравис (grave)
[лат. gravis — ‘тяжелый’]
Вид надстрочного диакритического знака (акцента) в форме сужающегося штриха, наклонённого слева сверху вправо вниз («тяжелое» или «тупое» ударение).
Применяется в романских языках (французском, итальянском, португальском и др.)
Unicode
вид
английское название
русское название
Web
U+0300
̀
combining grave accent
комбинируемый гравис (тяжёлое ударение)
̀
градуса, знак (degree sign)
Знак для обозначения температуры, угла наклона, долготы, широты и некоторых других параметров.
В программах вёрстки можно ввести с помощью клавиатуры следующим образом: при нажатой клавише Alt набрать на цифровой клавиатуре 0176 (кнопка NumLock активирована).
Unicode
вид
английское название
русское название
Web
U+00B0
°
degree sign
знак градуса
° °
Важно. Нельзя использовать уменьшенную и приподнятую букву «о».
гражданский шрифт (civil type)
Шрифт, введенный Петром I для печати светских изданий.
Этот шрифт явился результатом реформы 1708–1710 гг. и строился на основе латинской антиквы и гражданского письма. Вид кириллицы был приближен к европейской книге: изменена форма букв, знаков препинания и цифр, несколько улучшен алфавит. По эскизам Петра I в Амстердаме и Москве изготовлены пуансоны и матрицы, с помощью которых были отлиты три кегля гражданского шрифта.
Подробно см. в статье Владимира Ефимова.
граммалог (grammalogue)
Слово, представленное специальным символом.
К граммалогам относятся, например, знак & (амперсанд) вместо «and» («и») или знак @ («собака») вместо «at» («на», «к», «в отношении»).
гранка (proof sheet)
Корректурная распечатка (ранее — оттиск).
В докомпьютерное время гранкой назывался типографский оттиск столбца текста произведения для корректуры или выклейки макета книги. В настоящее время используется принтерная распечатка вёрстки для вычитки корректорами в «тихой комнате». Для корректуры используются специальные корректурные знаки.
графема (grapheme)
[греч. γράφω — ‘пишу’ + суфф. ‘-ема’]
Единица системы письменности, скелетная форма буквы.
Схема построения знака, присущая ей как знаку и обеспечивающая eё узнавание независимо от конкретного вида гарнитуры, начертания, почерка и т. д. Графема знака строится из отрезков прямых линий, окружностей (овалов) и различных дуг.
Понятие введено по аналогии с «фонемой» в 1912 г. российским лингвистом проф. Иваном Александровичем Бодуэном де Куртенэ (1845–1929). Одна и та же графема может иметь множество различных форм (глифов, аллографов). Алфавит по сути представляет собой список графем (прописных и строчных), расположенных в исторически сложившемся порядке.
…исходным пунктом для графического оформления букв в конечном счёте являются фонемы, то есть звуки, служащие для различения смысла. Фонемы графически выражаются графемами.
Юрий Гордон
Комбинация конструктивной жёсткости и уникальных черт — графема. ... Графемы — это не буквы. Они не принадлежат к какому-либо конкретному шрифту. Это обобщённые образы букв.
гротеск (sans serif, gothic, Grotesk, grotesque)
[нем. Grotesk — ‘причудливый’, ‘странный’]
Обобщенное наименование шрифтов без засечек.
Первый гротеск появился в Англии в 1816 г. у лондонского словолитчика Уильяма Кэзлона IV (William Caslon IV, 1780–1869). Гротески характерны тем, что у них основные и соединительные штрихи одной толщины (практически отсутствие контрастности) или с небольшим различием (малоконтрастные). Шрифты без засечек делятся на старые, новые, геометрические и гуманистические гротески. В Великобритании и Франции гротески называются Sans Serif, в Америке — Gothic, в Германии — Grotesk (откуда были заимствованы в Россию).
Гротеск называют также «рубленым» шрифтом.
Обобщенное название гротесков, у которых форма и пропорции основываются на конструкции антиквы старого стиля.
Создание в 1930 годы ХХ века в Великобритании гуманистических гротесков вызвано чрезмерным формализмом геометрических гротесков. Одним из таких шрифтов был гротеск, созданный Эриком Гиллом (Eric Gill, 1882–1940).