Парные знаки, которые служат для выделения слов, фраз и фрагментов текста.
Кавычки начали применяться в Европе в XVI в., а в России — в конце XVIII в. В настоящее время существует несколько видов кавычек, которые применяются в зависимости от принятых национальных традиций и правил.
В русском языке кавычки служат для обозначения цитат, прямой речи, названий, ироничных слов или выражений и т. д. В российской полиграфической традиции в качестве основных принято использовать кавычки вида «ёлочки» (как и во Франции, поэтому такие кавычки называют French quotes, guillemets, chevrons), а кавычки вида „лапки“ (double quotes) используются в качестве дополнительных, например внутри цитат или прямой речи: «„Кто сказал мяу“ — спросил щенок» (Владимир Сутеев). Ошибкой является использование в текстовом наборе клавиатурных знаков, в частности, двойной кавычки универсальной ("), т. е. U+0022 (см. в таблице).
В других странах используются иные способы обрамления цитат. В Германии кавычки «ёлочки» применяются »так«, а в Великобритании основные кавычки ставятся ‘так’, а дополнительные — “так”, в Соединенных Штатах основными кавычками приняты “такие”, а дополнительными — ‘такие’, в скандинавских странах открывающая и закрывающая кавычки одинаковые (”так”, »так» или ’так’), во Франции основные кавычки, как в России, а дополнительные — “такие”.
Unicode
вид
английское название
русское название
Web
U+0022
"
quotation mark
двойная кавычка (универсальная)
" "
U+00AB
«
left-pointing double angle quotation mark
открывающая левая кавычка «ёлочка»1
« «
U+00BB
»
right-pointing double angle quotation mark
закрывающая правая кавычка «ёлочка»1
» »
U+201E
„
double low-9 quotation mark
нижняя двойная открывающая кавычка2
„ „
U+201C
“
left double quotation mark
закрывающая двойная кавычка2
“ “
U+2018
‘
left single quotation mark
открывающая одинарная кавычка
‘ ‘
U+2020
’
right single quotation mark
закрывающая одинарная кавычка
’ ’
U+201A
‚
single low-9 quotation mark
нижняя одинарная открывающая кавычка
‚ ‚
U+201B
‛
single high-reversed-9 quotation mark
верхняя одинарная обратная кавычка
‛
U+201D
”
right double quotation mark
правая двойная кавычка
” ”
U+201F
‟
double high-reversed-9 quotation mark
двойная верхняя обратная кавычка
‟
1 Основные кавычки для русского языка. 2 Дополнительные кавычки для русского языка.
В программах вёрстки основные кавычки «» можно ввести с помощью клавиатуры следующим образом: при нажатой клавише Alt набрать на цифровой клавиатуре 0171 и 0187 соответственно (кнопка NumLock активирована).
А дополнительные кавычки можно ввести с помощью клавиатуры следующим образом: при нажатой клавише Alt набрать на цифровой клавиатуре 0132 и 0147 соответственно (кнопка NumLock активирована).
Линия, имитирующая письмо широким пером с определённым наклоном к строке.
Графические редакторы для создания таких линий имеют функции с соответствующими настройками толщины штриха и угла наклона. Такие линии могут использоваться в качестве штрихов для построения дуктальных, рукописных и иных шрифтов.
каллиграфия (calligraphy)
[греч. καλλιγραφία — ‘красивое письмо’, от καλλι — ‘красота ’ и γραφή — ‘пишу’]
Искусство художественного письма.
Этапы развития каллиграфии продиктованы в значительной степени изменением орудий письма: перья (тростниковые и птичьи), кисти, металлические перья. Кроме того, большое влияние оказало изменение эстетических представлений. Во все времена каллиграфии придавалось громадное значение, она служила даже одним из средств постижения и отражения красоты и смысла мира, особенно это характерно для восточной философии. С возникновением и развитием печатных технологий каллиграфия постепенно теряла все утилитарное значение и становилась видом искусства, способом ручного письма.
В настоящее время каллиграфия получила развитие не только как чистое письмо, но как средство создания определённого настроения.
канцлей (kanzlei)
[нем. Kanzlei — ‘канцелярия’]
Рукописная форма готического шрифта.
Канцлей возник в XVII–XVIII вв. в Германии как вид канцелярского письма. Отличается причудливостью и изысканностью.
канчелляреска (chancery)
[итал. cancellaresca — ‘канцелярское письмо’]
Разновидность письма, применявшегося в папской канцелярии в Риме и в канцеляриях других европейских дворов в эпоху Ренессанса.
Такое письмо выполнялось ширококонечным пером (formal pen) и послужило основой для многих наборных шрифтов XVI в. и более позднего времени. Среди мастеров каллиграфии этого типа — Людовико дельи Арриги (Ludovico degli Arrighi, ок. 1480–1527), Джованантонио Тальенте (Giovanantonio Tagliente, годы деят. 1500–1525) и др.
капитальное письмо, римский маюскул (roman capitals)
[лат. capitalis — ‘главный’]
Вид латинского маюскульного письма периода Римской империи (I в. до н. э.– V в. н. э.).
Такой вид сохранился до настоящего времени в виде надписей, высеченных на камне. Наиболее известны надписи на постаменте колонны императора Траяна (114 г.) и на арке Тита (82 г.). По этому образцу создаются современные формы европейских прописных букв. Для капитального письма характерно отсутствие пробелов между словами, иногда разделяемыми точками.
капите́ль (small caps)
[нем. Kapitel — ‘глава’, от лат. capitellum — ‘голова’]
Буквы, имеющие рисунок прописных букв (возможно со слегка расширенными пропорциями), но их рост равен или слегка превышает рост строчных букв того же кегля.
Капитель широко применяют в латинском наборе для выделения в основном тексте книги отдельных коротких фрагментов, например, аббревиатур, для набора заголовков, колонтитулов, римских цифр, в сочетании с инициалами и т. д. Применение известно с XVI в.
В кириллическом металлическом наборе капитель практически не использовалась, поскольку большинство русских строчных букв прямого начертания, кроме «а», «б», «е», «ё» «р», «с», «у», «ф», повторяют рисунок прописных, поэтому в шрифтовых комплектах гарнитур советского периода капительные знаки вообще не изготовлялись. Cейчас в некоторых цифровых кириллических шрифтах добавляется капитель.
Замена истинной капители прописными меньшего кегля не допускается, поскольку изменяется плотность набора (формируется более светлый набор). Также нежелательно форматировать капителью длинные фрагменты текста.
В спецификациях CSS предусмотрен атрибут font-variant, который позволяет форматировать фрагменты текста капителью.
Синтаксис: font-variant: normal | small-caps | inherit
normal: оставляет шрифт без изменения
small-caps: форматирует фрагмент текста капителью, если в шрифте нет истинной капители, то она создается искусственно
inherit: наследует значение родителя
В спецификациях CSS есть также атрибут font-feature-settings, который позволяет управлять расширенными типографскими функциями в шрифтах формата OpenType, в частности, для использования капители — font-feature-settings: "smcp" для строчных букв и font-feature-settings: "c2sc" для прописных. Однако следует иметь в виду, что данное свойство CSS не создает искусственной капители.
Настоящая капитель — это не просто уменьшенный вариант прописных букв. Капительные буквы отличаются от прописных толщиной штрихов, апрошами и внутренними пропорциями. Хороший комплект капительных знаков проектируется как самостоятельный.
Владимир Кричевский
Присутствие капители сообщает типографике тонкий аромат классики, что не помешало ей войти в новейшую акциденцию на правах экстравагантного приёма.
Круглое или овальное окончание штриха в форме капли в некоторых буквах, например «a», «f», «y».
Каплевидные окончания характерны именно для кириллических знаков, например, буква «к» в противоположность латинской «k».
каптал (headband, footband)
[лат. capitellum— ‘головка’]
Элемент книжного переплёта, который служит для крепления книжного блока к крышкам.
Каптал представляет собой плетёный жгут, зачастую с добавлением цветных нитей. Каптал увеличивает наде
ёжность конструкции книги, особенно для достаточно массивных, и располагается поперечно сверху и снизу корешка. Кроме технической задачи каптал имеет и декоративную функцию (цвет, характер сплетения нитей иногда с определённым чередованием и т. д.).
каролингский минускул (carolingian minuscule)
Средневековый шрифт, возникший в VIII–IX вв. в период правления императора франков Карла Великого и каролингского возрождения (отсюда и название).
В этом шрифте впервые прописные буквы (сначала на основе римского капитального письма, а затем ломбардских версал) отделяются от строчных. Также отмечается появление пробелов между словами и некоторых знаков препинания. Применялся на протяжении всего средневековья. Каролингский минускул стал основой для формирования гуманистического минускула XIV–XV вв.
Достоинством каролингского минускула является удобочитаемость при сравнительно небольших размерах букв и упрощенной графике: любую букву можно представить в виде круга или дуг и определенных вертикалей. При этом буква примерно вписывается в квадрат.
карон (caron, háček)
[чеш. háček — ‘крючок’, от hák — ‘крюк’]
Вид надстрочного диакритического знака (акцента) в форме «галочки».
Такой знак в европейских языках ставится для придания им нового звучания как над гласными, так и согласными, например в чешском, литовском, латышском, словацком, словенском, хорватском. Авторство знака, видимо, принадлежит Яну Гусу (1410).
Следует иметь в виду, что над высокими буквами (строчные ť, ď, ľ и прописная Ľ) карон в печатных шрифтах выглядит похожим на апостроф, что не относится к прописным Ť и Ď.
Другие названия: «птичка», хачек, шеврон, чешский акцент.
Unicode
вид
английское название
русское название
Web
U+02C7
ˇ
caron
карон
ˇ
U+030C
̌
combining caron
комбинируемая птичка над буквой
̌
U+010C
Č
latin capital letter C with caron
латинская заглавная буква C с гачеком
Č
U+010D
č
latin small letter C with caron
латинская строчная буква c с гачеком
č
U+010E
Ď
latin capital letter D with caron
латинская заглавная буква D с гачеком
Ď
U+010F
ď
latin small letter D with caron
латинская строчная буква d с гачеком
ď
U+011A
Ě
latin capital letter E with caron
латинская заглавная буква E с гачеком
Ě
U+011B
ě
latin small letter E with caron
латинская строчная буква e с гачеком
ě
U+013D
Ľ
latin capital letter L with caron
латинская заглавная буква L с гачеком
Ľ
U+013E
ľ
latin small letter L with caron
латинская строчная буква l с гачеком
ľ
U+0147
Ň
latin capital letter N with caron
латинская заглавная буква N с гачеком
Ň
U+0148
ň
latin small letter N with caron
латинская строчная буква N с гачеком
ň
U+0158
Ř
latin capital letter R with caron
латинская заглавная буква R с гачеком
Ř
U+0159
ř
latin small letter R with caron
латинская строчная буква R с гачеком
ř
U+0160
Š
latin capital letter S with caron
латинская заглавная буква S с гачеком
Š Š
U+0161
š
latin small letter S with caron
латинская строчная буква s с гачеком
š š
U+0164
Ť
latin capital letter T with caron
латинская заглавная буква T с гачеком
Ť
U+0165
ť
latin small letter T with caron
латинская строчная буква T с гачеком
ť
U+017D
Ž
latin capital letter Z with caron
латинская заглавная буква Z с гачеком
Ž
U+017E
ž
latin small letter Z with caron
латинская строчная буква Z с гачеком
ž
U+01C4
DŽ
latin capital letter Dz with caron
латинская заглавная буква DZ с гачеком
DŽ
U+01C5
Dž
latin capital letter D with small letter z with caron
латинская заглавная буква D со строчной буквой z с гачеком
Dž
U+01C6
dž
latin small letter Dz with caron
латинская строчная буква dz с гачеком
dž
U+01CD
Ǎ
latin capital letter a with caron
латинская заглавная буква A с гачеком
Ǎ
U+01CE
ǎ
latin capital letter a with caron
латинская заглавная буква A с гачеком
ǎ
U+01CF
Ǐ
latin capital letter I with caron
латинская заглавная буква I с гачеком
Ǐ
U+01D0
ǐ
latin small letter i with caron
латинская строчная буква i с гачеком
ǐ
U+01D1
Ǒ
latin capital letter O with caron
латинская заглавная буква O с гачеком
Ǒ
U+01D2
ǒ
latin small letter o with caron
латинская строчная буква o с гачеком
ǒ
U+01D3
Ǔ
latin capital letter U with caron
латинская заглавная буква U с гачеком
Ǔ
U+01D4
ǔ
latin small letter u with caron
латинская строчная буква u с гачеком
ǔ
U+01E6
Ǧ
latin capital letter G with caron
латинская заглавная буква G с гачеком
Ǧ
U+01E7
ǧ
latin small letter g with caron
латинская строчная буква g с гачеком
ǧ
U+01E8
Ǩ
latin capital letter K with caron
латинская заглавная буква K с гачеком
Ǩ
U+01E9
ǩ
latin small letter k with caron
латинская заглавная буква k с гачеком
ǩ
U+021E
Ȟ
latin capital letter H with caron
латинская заглавная буква h с карон
Ȟ
U+021F
ȟ
latin small letter H with caron
латинская строчная буква h с карон
ȟ
квадрат (quad, quadrat)
Пробельный материал в высоком способе печати для заполнения пробелов в неполных строках (в начале и конце абзаца), а также в других случаях (таблицах, формулах).
В типометрической системе Дидо квадрат равнялся 4 цицеро, или 48 пунктам (примерно 18,048 мм). Широко использовались доли квадрата: полуквадрат (24 пункта), терция (16 пунктов), цицеро (12 пунктов), корпус (10 пунктов), боргес (9 пунктов), петит (8 пунктов) и нонпарель (6 пунктов).
В компьютерном наборе такая единица измерения не используется, так как отступы и другие пробельные элементы задаются с помощью различных единиц и в произвольных значениях.
квадрата (quadrata)
[лат. quadrata — ‘квадратный’]
Рукописный вариант римского капитального письма (III–IV вв.).
Отличается широкими буквами, большинство из которых по пропорциям близки к квадрату.
Квадрата IV века
квадратные скобки (bracket)
Парные знаки препинания в форме скобок с прямыми уголками.
Применяется прежде всего в формульном наборе и программировании, а также в тексте для выделения ссылок на литературу, для вставок дополнительных фрагментов текста, редакторских замечаний и внутри других скобок.
Unicode
вид
английское название
русское название
Web
U+005B
[
left square bracket
левая квадратная скобка
[
U+005D
]
right square bracket
правая квадратная скобка
]
кегельная площадка (em square, body)
1. В металлическом наборе: верхняя часть литеры, на которой расположено выпуклое зеркальное изображение буквы (очко буквы).
2. В цифровых технологиях: условный прямоугольник, в котором размещается отдельный знак шрифта.
Имеет одинаковую высоту (кегль) для всех знаков данного шрифта, а ширины — разные, в зависимости от ширин знаков и размеров полуапрошей. В моноширинном шрифте все кегельные площадки имеют одинаковые ширины.
См. также заплечико, полуапрош, очко.
кегельная шпация (em, em space, em quad, mutton)
1. Пробельный элемент, равный по ширине кеглю данного шрифта.
Пробельный элемент получил своё название по ширине прописной буквы «М». Также называют «круглая шпация», «эм».
Unicode
вид
английское название
русское название
Web
U+2003
em space
em пробел
  
2. Относительная единица измерения, которая привязана к значению кегля.
При увеличении или уменьшении кегля соответственно изменяется и значение em-величины. Используется для установки значений «красной строки» и пробелов различных видов.
В спецификациях CSS единица em позволяет переопределять размер шрифта относительно значения по умолчанию или относительно наследования. Предусмотрена также единица rem (root em) для того, чтобы исключить цепочку наследований и определять размер шрифта относительно корневого значения.
кегль (font size, body size, point size)
[нем. Kegel — ‘размер’]
Размер шрифта, выраженный в пунктах.
В металлическом наборе кегль — высота кегельной площадки (высота очка знака с заплечиками) в типографских пунктах, отсюда высота в 10 пунктов называлась «десятым кеглем». Внимание! В интернете часто под данным размером указывают расстояние между крайними точками букв, что неверно!
Практически все стандартные кегли имели специальные названия: бриллиант (3 п.), диамант (4 п.), перл (5 п.), нонпарель (6 п.), миньон (7 п.), петит (8 п.), боргес (9 п.), корпус (10 п.), цицеро (12 п.), миттель (14 п.), терция (16 п.), текст (20 п.).
В цифровом шрифте кегль определяется также по высоте кегельной площадки, однако в связи с тем, что программные средства обеспечивают практически непрерывную шкалу размеров, названия кеглей исчезают из обихода верстальщиков и полиграфистов и приобретают историческое значение.
В спецификациях CSS предусмотрен атрибут font-size, который определяет размер шрифта.
Синтаксис: font-size: абсолютный размер | относительный размер | проценты | inherit
абсолютный размер: любые допустимые единицы: ex (высота символа х), pt (пункты), px (пикселы). Отрицательные значения не допускаются
относительный размер: em (кегль шрифта родительского элемента), rem (кегль шрифта корневого элемента), с помощью ключевых слов: xx‑small, x-small, small, medium, large, x-large, xx-large, larger и smaller. За основу принимается размер шрифта родительского элемента
проценты: %. За основу принимается размер шрифта родительского элемента
inherit: наследует значение родителя
кернинг (kerning)
Изменение межбуквенных пробелов у пары символов с целью выравнивания оптических площадей пробелов (апрошей).
Неравные оптические пробелы образуются, например, между буквами типа «У» и «Л», «Г» и «Т» или «A» и «V».
В ручном наборе кернинг выполнялся редко и только для достаточно крупных заголовков в ответственных и дорогих изданиях, поскольку это связано со сложной механической обработкой металлических литер для того, чтобы совместить их на более близком расстоянии.
В цифровых технологиях кернинг — рутинная операция, которая выполняется в двух режимах: автоматическом и ручном.
Для автоматического кернинга необходимо наличие в шрифтовом файле таблицы кернинга — списка кернинговых пар. Программа использует эти данные для перемещения соответствующих пар знаков ближе или далее друг от друга.
Для ручного кернинга необходимо установить курсор между знаками и определить значение кернинга. В программах компании Adobe единицей является 1/1000 доля кегля шрифта. В программах используется и автоматический оптический кернинг.
Вместе с тем, наличие очень изощренного компьютерного функционала не должно избавлять верстальщика «от необходимости и удовольствия выполнять вручную окончательную корректировку межбуквенных пробелов» (Брингхерст).
Типографские литеры легко читаются не только благодаря их форме и краске, которой они напечатаны, но также благодаря точно выверенному пустому пространству между ними и вокруг них.
Юрий Гордон
Кернинг — штука интимная, только для двоих. :)
кернинговые пары (kerned pairs)
Таблица, куда занесены все буквенные пары, для которых кернинг осуществляется автоматически.
Для каждой пары указывается значение кернинга в условных единицах (в программах компании Adobe единицей является 1/1000 доля текущего кегля). Список таких пар (kerning table) встраивается в шрифтовой файл и может достигать нескольких сот и даже тысяч.
См. также метрики.
В стандарте CSS3 представлен атрибут text-rendering, который позволяет использовать параметры таблицы кернинга.
Синтаксис CSS: text-rendering: auto | optimizeSpeed | optimizeLegibility | geometricPrecision
auto: браузер самостоятельно использует данные таблицы кернинга, если располагает такой функцией. Критерием чаще всего является кегль шрифта, например, до 20pх используется опция optimizeSpeed, а свыше — опция optimizeLegibility.
optimizeSpeed: преимуществом обработки считается скорость в ущерб точности.
optimizeLegibility: преимуществом считается точность за счет более медленной обработки.
geometricPrecision: максимально качественное отображение.
Готовые таблицы кернинга теперь являются обычным компонентом хороших цифровых шрифтов, но тем не менее иногда они требуют тщательной корректировки, чтобы соответствовать индивидуальному стилю и потребностям.
Отл Айхер
Межбуквенные расстояния очень важны, но разница между ними должна быть почти незаметной.
кириллица (Cyrillic alphabet)
1. Исторически: название древнего рукописного шрифта.
Одна из двух письменностей (вторая — глаголица), с помощью которой писались богослужебные книги на старославянском языке.
Принято считать, что кириллица берёт своё начало в IX веке. На её форму оказало влияние греческое уставное письмо. «Остромирово евангелие» — древнейшая книга, написанная на кириллице (1056–1057 гг.). Печатная кириллица связана с именем Рудольфа Борсдорфа (Rudolf Borsdorf), который создал шрифтовой набор (230 литер) для печатника Швайпольта Феоля (Schweipolt Feol). Он и стал основателем славянского книгопечатания кириллическим шрифтом. В 1491 году была издана богослужебная книга «Октоих» (Осмогласник). Постепенное развитие письменности было ускорено Пётром I, который в результате своей реформы гражданского шрифта (1708-1710 г.г.) приблизил графический образ кириллицы к латинскому шрифту (антикве).
2. В настоящее время: шрифты для набора текстов на русском языке, на языках народов бывшего СССР, Болгарии, Монголии и Сербии.
В общем случае кириллица — система письменности славянских языков: русского, сербского, хорватского, болгарского, украинского и т. д., названная в честь славянского просветителя св. Кирилла (Константина-философа). Традиционная кириллица включает 43 знака, из них 24 знака из греческого алфавита, а 19 знаков славянские. До реформы Петра I текст на кириллице писался прописными буквами, строчные буквы не использовались.
В настоящее время на основе кириллицы построены алфавиты славянских языков: русского языка (русский алфавит), украинского языка (украинский алфавит), белорусского языка (белорусский алфавит), русинского языка (русинский алфавит), болгарского языка (болгарский алфавит), сербского языка (сербский алфавит), македонского языка (македонский алфавит). Кириллицу получили в 1930-х годах некоторые неславянские языки, часть которых не имели письменности или имели другие системы письменности.
В стандарте Unicode кириллица занимает два раздела: Cyrillic [Кириллица] (U+0400 — U+04FF) и Cyrillic Supplement [Кириллица. Дополнительные символы] (U+0500 — U+052F).
Полный справочник всех языков, использующих кириллицу, можно посмотреть здесь.
«кирилловский» vs «кириллический»
Сергей Монахов: Слово «кирилловский» действительно более раннее, чем слово «кириллический». Однако на этом его преимущества в качестве определения шрифта и заканчиваются. Упрощая, можно сказать, что главное смысловое различие между суффиксами -овск- и -ическ- при образовании с их помощью прилагательных от имен собственных заключается в том, что первый указывает непосредственно на деятеля, а второй — на некую абстрактную идею, с именем этого деятеля связанную.
Журнал «Шрифт»: «Кирилловский шрифт» мы используем для глобализации описываемого явления, для обобщающего взгляда в перспективу (как прошлую, так и будущую). На более конкретном уровне кирилловским может быть алфавит, азбука, письменность — всё, что указывает на систему, непосредственно имеющую отношение к фигуре Кирилла (здесь мы остаемся в традиции именования изобретения в честь Кирилла, подаренного ему учениками и последователями Мефодия).
«Кириллический шрифт» — один из группы шрифтов, которые восходят к азбуке, носящей имя Кирилла. Сюда же относятся буквы, глифы, гарнитуры, лигатуры, всё наше дорогое хозяйство, вся наша кухня, то есть все частные случаи кирилловской письменности, — кириллические. Здесь при помощи другого суффикса мы уместно уходим от ветхозаветности стиля и притяжения к имени Кирилла и обращаемся к самой идее, инструментарию, оставленному нам благодаря братьям Кириллу и Мефодию и их последователям.
Изобретённая в IX веке, кириллица почти семь столетий развивалась как рукописная. Её естественное развитие было прервано реформой Петра I, который переодел полуустав в одежды антиквы. Расцвет шрифтового производства XIX века был оборван революцией, после которой пришлось уже после II мировой войны снова налаживать выпуск шрифтов и создавать кадры шрифтовых дизайнеров. И только после внедрения персональных компьютеров процесс дизайна кириллических шрифтов приобрел более или менее естественные формы.
кларендон (Clarendon)
Название гарнитуры и собирательное название подгруппы малоконтрастных брусковых шрифтов, засечки которых присоединяются к основным штрихам со скруглением.
Первый шрифт под названием Clarendon был создан в Лондоне в 1845 г. Робертом Бесли (Robert Besley) как акцидентный, но затем оказалось, что подобные шрифты очень хорошо читаются в мелких кеглях при скоростной ротационной печати на плохой бумаге даже малоподготовленным читателем. Поэтому многие газетные шрифты были разработаны на основе рисунков, близких к кларендону. Кроме того, шрифты такого типа часто применяются для набора учебной литературы.
классификация шрифтов (typeface classification)
Группировка шрифтов для удобства изучения и обращения в соответствии с их формой, контрастом, наличием засечек, происхождением, назначением и другими параметрами.
Общепринятой классификация шрифтов не существует. Это ещё более усугубляется тем фактом, что огромное количество вновь выпускаемых шрифтов часто имеют эклектический характер.
Книга — это, с одной стороны, техническое приспособление для чтения литературного произведения; с другой стороны, она есть пространственное изображение литературного произведения.
книжный блок (inner book, unbacked book)
Комплект тетрадей или листов, в определённой последовательности скреплённых по корешку и обрезанных с трех сторон (в обложке или переплёте).
кодировка шрифтового файла (font encoding)
Определение соответствия упорядоченного комплекта знаков в шрифтовом файле и кодов для их обработки на компьютере.
В результате формируется кодовая страница (кодовая таблица), которая обозначается стандартным индексом как часть универсальной таблицы Unicode.
кодовая страница (codepage)
Таблица кодов, обеспечивающая соотношение цифрового кода и его значения.
Таблица, которая связывает алфавит и другие знаки конкретного языка с системой цифровых кодов. До введения стандарта Unicode кодовые таблицы включали не более 256 знакомест, и поэтому их количество было достаточно значительным. Для кириллицы кодовая страница для MS Windows называлась СР 1251, для Mac OS — Macintosh Cyrillic.
колонка (column)
Часть площади набора, разделенной на два или более вертикальных фрагментов.
Колонки отделяются друг от друга тонкими линейками или пробельным материалом, образующим средник. Многоколонный набор чаще всего используется в газетно-журнальной вёрстке, а также в словарях и энциклопедиях. Для системного использования колонок в издании в целом разрабатываются модульные сетки.
колонлинейка (column rule)
Рисованная или наборная линейка, размещаемая в верхней или нижней части полосы и отделяющая колонтитул или колонцифру от полосы основного текста.
Применяется для декоративных целей, размещается чаще всего на полный формат полосы набора.
колонтитул (running header, running footer)
Короткая надпись, размещаемая вверху или внизу полосы набора в пределах её формата.
Колонтитул может представлять собой рубрику, поясняющая содержание полосы, или заголовок, фамилию автора или авторов, первое или последнее заглавное слово словаря и т. д. Колонтитул может быть постоянным (практически не используются) или, чаще всего, с разными данными на правой и левой страницах разворота, а также со скользящими данными. Колонтитул помогает читателю ориентироваться в издании.
Колонтитул является частью полосы, поэтому необходимо обеспечить стилевое единство с основным текстом, хотя при этом с определённым отличием от основного шрифта издания, например, полужирным шрифтом, капителью, курсивом и т. д. Отделяется от основного текста пробелом или колонлинейкой. На титуле, контртитуле, шмуцтитуле, начальной полосе и спусковой полосе, на пустых полосах, как правило, колонтитул не ставится.
колонцифра (folio, page number)
Элемент аппарата издания, представляющий собой число, отображающее порядковый номер страницы.
Колонцифра обычно не входит в формат полосы (если только не располагается в пределах колонтитула), однако должна иметь стилевое соответствие с основным текстом. Колонцифра обычно располагается по центру, сверху или внизу страницы или на чётных страницах слева, а на нечётных страницах справа.
На титуле, контртитуле, шмуцтитуле, начальной полосе (сверху), спусковой полосе (снизу) колонцифра, как правило, не ставится, но счёт страниц не прерывается (поэтому такие колонцифры называются слепыми — blind folio). На вставных страницах с другим типом бумаги колонцифры не ставятся и в нумерации не учитываются.
В качестве колонцифр используются арабские, римские цифры и буквы алфавита. В западной традиции арабские цифры используются только для основного текста издания, а вспомогательные страницы нумеруются римскими цифрами или буквами (это позволяет более адекватно ориентироваться в произведении без учета предисловий, страниц с благодарностями и т. д.). В российской традиции в изданиях обычно обеспечивается сквозная нумерация арабскими цифрами.
Символ @, который используется в адресации электронной почты, например, почта составителя словаря — pono@mail.ru.
Имеет разную форму в зависимости от гарнитуры, но, как правило, это курсивное «а», окруженное тонким спиральным штрихом.
Символ @ использовали средневековые монахи вместо латинского предлога «ad» (в английском это предлог «at», что в переводе означает «на», «к», «в отношении»). Далее этот знак применялся для обозначения цены и для этого попал сначала в раскладку пишущей машинки (1885), а затем на клавиатуру компьютера. Изобретатель электронной почты Рэй Томлинсон в 1971 г. использовал его в синтаксисе адреса, где заменил предлог «at». Привычное выражение для адреса «user@machine» (pono@mail.ru) означает «пользователь («pono») на («at») компьютере (сервера «mail.ru»).
В России символ обычно называют «собакой», в Польше — «обезьянкой» (małpa), на Украине — равлик («улитка»), жабка («лягушка»), мавпочка («обезьянка»), собачка или песик, в Белоруссии — вітка, вітушка; смоўжык, слімак («улитка») или малпачка («обезьянка»), в Швеции и Дании — «а с хоботом» (snabel-a), во Франции — arobase (или arrobase) «собака», Италии — «улиткой» (chiocciola), в Сербии — «сумашедшей а» (лудо a), в Израиле — «штруделем» (שטרודל), в Греции — «уточка» (παπακι) и т. д.
Unicode
вид
английское название
русское название
Web
U+0040
@
commercial at
«собака»
@
компенсатор (ink trap, ink well)
Выемка в контуре буквы, когда соединение штрихов образует острый угол, например, у букв «М» или «W».
Их наличие определяется тем, что если такой угол составляет менее 30°, то краска при печати избыточно заполняет такой угол. В результате искажается форма буквы и появляется неравномерность набора. Для исключения этого в процессе проектирования компьютерного шрифта острые внутренние углы обычно углубляют внутрь штрихов, краска при печати заполняет эти «ловушки» («ink trap») и цвет отпечатка становится более равномерным. Однако следует иметь в виду, что при значительном увеличении эти выемки становятся достаточно заметными.
комплект знаков шрифта (font, character set)
Совокупность знаков шрифта гарнитуры одного начертания, обычно включает строчные и прописные буквы алфавита, цифры, знаки препинания и др. наборные элементы.
В цифровом шрифте комплект знаков соответствует определённой кодировке шрифта.
«font» vs «typeface»
В английском языке под словом font понимается физический носитель шрифта, например, комплект литер в наборной кассе или файл с цифровыми кодами описания знаков. Слово typeface — это набор букв, цифр, знаков препинания, имеющих единый дизайн, у такого набора есть автор — дизайнер шрифта.
Таким образом, font — это компьютерный файл, который содержит в себе конкретное начертание конкретного typeface. В первом случае по-русски можно использовать транслитерацию фонт (например, фонт формата OpenType), а во всех остальных случаях — шрифт (шрифт Times New Roman). Разумеется, что у шрифта должен быть носитель (фонт), а фонт в свою очередь содержит конкретный шрифт (точнее, гарнитуру шрифта). Верстальщик для форматирования текста выбирает гарнитуру шрифта, но фактически работает с цифровым фонтом, содержащим всю необходимую информацию.
Конец строки, особенно в выключенном тексте, налагает целый ряд ограничений. В частности, нежелательно оставлять любые предлоги и союзы, с которых начинается предложение. Сюда же относятся однобуквенные предлоги и союзы, которые создают нежелательные «дырки». Особенно следует следить за тем, чтобы не разрывались инициалы и фамилии, сокращения перед фамилией (проф. Преображенский), сокращенная единица измерения и число (10 руб.). Также нельзя разрывать обычные сокращения (и т. д., т. е.).
Все знаки препинания сохраняются в конце строки, более того, в программах вёрстки предусмотрено выдвижение их на поля для сохранения визуального выравнивания правого края страницы. Внимание необходимо обращать на положение длинного и короткого тире, которые должны оставаться в строке, а не переноситься на следующую. Исключением является только длинное тире, открывающее прямую речь.
контрастность (contrast)
Характеристика шрифта, определяющая степень различия между элементами знака.
В частности, основным различием является соотношение толщины основных и соединительных элементов. Шрифт может быть неконтрастным (monoweight), малоконтрастным (low contrast), контрастным (contrast) и сверхконтрастным (high contrast).
контртитул (half title, bastard title)
[лат. contra — ‘против’ и titulus — ‘надпись’]
Дополнительный титул, который размещен на одном развороте с главным титулом, слева от него (чаще всего это вторая страница издания), встречается в многотомных или переводных изданиях.
В многотомных изданиях на контртитуле размещают данные, относящиеся ко всему изданию, а на титуле — данные лишь к этому тому. В переводных изданиях на контртитуле помещают те же данные, как на титуле, но на языке оригинала. Контртитул оформляется аналогично титулу, т. е. используются те же шрифты, компоновка и т. д.
контур (path)
[фр. contour от лат. contornare — ‘огибать’ и др.гр. τόρνος — ‘циркуль’]
1. Граница изображения знака, граница между белым пространством и чёрной площадью знака.
Знаки могут состоять из одного, двух, трех и более контуров.
2. В цифровом шрифте — способ описания знака: с помощью отрезков прямых, отрезков дуг, опорных точек и кривых различного рода, например, кривых второго порядка, кривых третьего порядка (кривых Безье), образующих отдельные контуры знака.
Дословный перевод английского термина path как «путь» представляется недопустимым.
Достоинством векторных контуров является возможность практически неограниченно масштабировать и трансформировать знаки. Качество вывода шрифта определяется только параметрами (разрешением) внешнего устройства (монитора или принтера). При этом для сохранения смыслоразличительных элементов шрифта на устройствах с низким разрешением и для мелких кеглей используется технология хинтинга. Примерами векторно-контурных шрифтов являются форматы Adobe Type 1 (PostScript), TrueType и OpenType.
3. Замкнутая векторная форма, которая определяет область его заполнения тоном или цветом (процесс «растеризации»).
Если у знака несколько контуров, то внутренние контуры служат границей пробельных областей (см. рисунок выше: внутренний контур буквы служит границей пробельной области).
Каждый состоявшийся дизайнер шрифта не только имеет свой твёрдый взгляд на формы букв, но в самих контурах его знаков всегда ярко проявляется авторский почерк.
контурное начертание (outline typeface, open typeface)
Декоративное начертание шрифта, в котором каждый знак образован линией различной толщины по краю основного контура.
Таким образом, середина контурного знака не запечатывается (остается белой или заполняется фоновым цветом).
концевая полоса (last page)
Последняя полоса (страница) издания, главы, раздела.
После нее следующий текст начинается с новой полосы (страницы). Концевая полоса, как правило, бывает неполной. Однако на концевой полосе не должно быть слишком мало текста (тоже не менее четверти высоты), а также слишком мало пустого места. Иногда концевая полоса снабжается декоративными элементами (концовками) или особым размещением текста. На концевой полосе, как правило, не ставится нижняя нумерация страниц (колонцифры).
концевая строка (last line)
В общем случае последняя строка абзаца.
Однако таковой может быть и строка, после которой следует пример, формула, стихотворный фрагмент и т. п., набранные с новой строки. Концевую строку прежде всего характеризует то, что текст в ней не занимает полного формата (неполнота строки) и, как правило, выключается влево.
Однако в компьютерных программах вёрстки концевые строки могут быть выключены как вправо и по центру, так и растянуты на полный формат. Последние варианты используются прежде всего в акцидентном наборе.
Текст концевой строки не должен быть слишком коротким или почти полностью заполнять формат. Если вёрстка выполняется без абзацных отступов, то все концевые строки должны быть отчётливо неполными. Нельзя переносить на концевую строку часть слова, сокращения или числа.
концевой знак (end mark)
Небольшой графический (декоративный) знак, который размещается в конце последней строки главы (в книге) или статьи (в журналах и газетах).
Это дает возможность читателю убедится, что он достиг конца главы или статьи. Особенно это важно в газетно-журнальной вёрстке, поскольку на одной странице может быть продолжение и окончание нескольких статей.
В качестве концевого знака могут использоваться любые декоративные элементы (например, декоративные глифы в некоторых шрифтовых файлах формата OpenType), однако чаще всего используются знаки, специально спроектированные для данной цели, например, логотип издания и т. д. Могут также очень мелкие графические изображения, обладающие достаточным разрешением и ясностью. Неудобство их использования связано с тем, каждое их них необходимо индивидуально импортировать в документ.
концевой элемент буквы (terminal, finial)
Окончание штриха буквы, чаще всего без засечки.
концовка (ending)
К концовкам относят линейки, или небольшие иллюстрации, размещаемые в конце разделов, глав и др. частей издания.
Если на концевой полосе отсутствует текст, то концовку не устанавливают.
В текстовом наборе несколько межсловных пробелов, размещенных друг под другом и визуально воспринимаемых как один вертикальный или наклонный пробел среди строк.
Особенно это характерно для узких полос набора. Коридор считается дефектом набора, в компьютерном наборе исправляется разнообразными способами, например, применением в узких колонках левой или правой выключки, активизацией функции переносов и т. д.
10 пунктов соответствуют ~3,51 мм в системе Pica и ~3,76 мм в системе Дидо. Кегль применяется для набора основного текста в книгах и журналах.
Пример набора корпусом:
Корпус
корректурные знаки (proof symbols)
Условные обозначения, применяемые в процессе корректуры текста и вёрстки, имеют исключительно рукописный характер.
косая черта (slash, virgule, solidus)
Знак в форме наклонного штриха, который имеет немного меньший наклон, чем дробная черта.
Является знаком разделения, например, в наборе словарных или лингвистических текстов. Иногда используется разделителем в датах, адресных числах и т. д. Использовать в дробях не рекомендуется, для этого служит дробная черта.
Парные знаки препинания в форме дугообразных штрихов.
Применяются в формульном наборе и для обособления фрагментов текста с дополнительной информацией, ссылкой и т. д., а также в кодировании. Скобки обычно имеют симметричный контраст с утолщением в оптической середине. Размер скобок определяется высотой прописных и строчных букв с нижними выносными элементами.
Unicode
вид
английское название
русское название
Web
U+0028
(
left parenthesis
левая круглая скобка
(
U+0029
)
right parenthesis
правая круглая скобка
)
кружок (ring, kroužek)
Вид надстрочного диакритического знака (акцента) в виде маленькой окружности.
Знак является частью букв A в датском, норвежском и шведском языках, а также U в чешском. В физике 1 ангстрем обозначается как скандинавское Å.
Наклонный вариант шрифта, рисунок букв которого напоминает рукописный шрифт (наклон, особая форма строчных букв).
Английский термин (Italic — «италийский») указывает на итальянское происхождение: шрифт создан в 1501 г. в Венеции в типографии Альда Мануция (Aldus Manutius, 1447–1515). Шрифт гравировал Франческо Гриффо (Francesco Griffo, ок. 1450–1518), который взял за образец рукописные шрифты папской канцелярии. В то время типографский курсивный шрифт не имел прописных и был самостоятельным шрифтом (не входил в состав гарнитуры в качестве начертания) с большей ёмкостью, чем прямая антиква.
В настоящее время курсив, как правило, является составной частью гарнитуры. В сочетании с прямым начертанием (уже с середины XVI в.) используется как выделительный.
«курсивный» (italic) vs «наклонный» (oblique, slanted)
Курсивное и наклонное начертания имеют общее свойство — отсутствие перпендикулярности основных штрихов к линии шрифта, т. е. имеется наклон. Однако различие заключается в рисунке знаков. Наклонное начертание гарнитуры — это прямое начертание, наклоненное на определенный угол без изменения рисунка знаков (разумеется, это не механическое наклонение, поскольку имеют место некоторые искажения пропорций штрихов). Курсивное начертание имеет особый рисунок по отношению к прямому и в какой-то степени имитирует рукописный шрифт.
«italic» vs «cursive»
Различие состоит в том, что cursive — это просто «рукописный» шрифт, а italic означает типографский шрифт, только напоминающий рукописный, появившийся в Италии в XVI в., отсюда и название. Яснее различие станет, если обратиться к антонимам: антонимом к cursive является print («печатный»), а к italic — upright или roman («прямой»).