кавычки (quotation marks, quotes)

Парные знаки, которые служат для выделения слов, фраз и фрагментов текста.

Кавычки начали применяться в Европе в XVI в., а в России — в конце XVIII в. В настоящее время существует несколько видов кавычек, которые применяются в зависимости от принятых национальных традиций и правил.
В русском языке кавычки служат для обозначения цитат, прямой речи, названий, ироничных слов или выражений и т. д. В российской полиграфической традиции в качестве основных принято использовать кавычки вида «ёлочки» (как и во Франции, поэтому такие кавычки называют French quotes, guillemets, chevrons), а кавычки вида „лапки“ (double quotes) используются в качестве дополнительных, например внутри цитат или прямой речи: «„Кто сказал мяу“ — спросил щенок» (Владимир Сутеев). Ошибкой является использование в текстовом наборе клавиатурных знаков, в частности, двойной кавычки универсальной ("), т. е. U+0022 (см. в таблице).

Кавычки

Кавычки для русских текстов

В других странах используются иные способы обрамления цитат. В Германии кавычки «ёлочки» применяются »так«, а в Великобритании основные кавычки ставятся ‘так’, а дополнительные — “так”, в Соединенных Штатах основными кавычками приняты “такие”, а дополнительными — ‘такие’, в скандинавских странах открывающая и закрывающая кавычки одинаковые (”так”, »так» или ’так’), во Франции основные кавычки, как в России, а дополнительные — “такие”.

Unicodeвиданглийское названиерусское названиеWeb
U+0022"quotation markдвойная кавычка (универсальная)" "
U+00AB«left-pointing double angle quotation markоткрывающая левая кавычка «ёлочка»1« «
U+00BB»right-pointing double angle quotation markзакрывающая правая кавычка «ёлочка»1» »
U+201Edouble low-9 quotation markнижняя двойная открывающая кавычка2„ „
U+201Cleft double quotation markзакрывающая двойная кавычка2“ “
U+2018left single quotation markоткрывающая одинарная кавычка‘ ‘
U+2020right single quotation markзакрывающая одинарная кавычка’ ’
U+201Asingle low-9 quotation markнижняя одинарная открывающая кавычка‚ ‚
U+201Bsingle high-reversed-9 quotation markверхняя одинарная обратная кавычка‛
U+201Dright double quotation markправая двойная кавычка” ”
U+201Fdouble high-reversed-9 quotation markдвойная верхняя обратная кавычка‟

1 Основные кавычки для русского языка.
2 Дополнительные кавычки для русского языка.

В программах вёрстки основные кавычки «» можно ввести с помощью клавиатуры следующим образом: при нажатой клавише Alt набрать на цифровой клавиатуре 0171 и 0187 соответственно (кнопка NumLock активирована).
А дополнительные кавычки „“ можно ввести с помощью клавиатуры следующим образом: при нажатой клавише Alt набрать на цифровой клавиатуре 0132 и 0147 соответственно (кнопка NumLock активирована).


каллиграфическая линия (calligraphic line)

Линия, имитирующая письмо широким пером с определённым наклоном к строке.

Графические редакторы для создания таких линий имеют функции с соответствующими настройками толщины штриха и угла наклона. Такие линии могут использоваться в качестве штрихов для построения дуктальных, рукописных и иных шрифтов.

каллиграфия (calligraphy)

[греч. καλλιγραφία — ‘красивое письмо’, от καλλι — ‘красота ’ и γραφή — ‘пишу’]

Искусство художественного письма.

Этапы развития каллиграфии продиктованы в значительной степени изменением орудий письма: перья (тростниковые и птичьи), кисти, металлические перья. Кроме того, большое влияние оказало изменение эстетических представлений. Во все времена каллиграфии придавалось громадное значение, она служила даже одним из средств постижения и отражения красоты и смысла мира, особенно это характерно для восточной философии. С возникновением и развитием печатных технологий каллиграфия постепенно теряла все утилитарное значение и становилась видом искусства, способом ручного письма. В настоящее время каллиграфия получила развитие не только как чистое письмо, но как средство создания определённого настроения.

канцлей (kanzlei)

[нем. Kanzlei — ‘канцелярия’]

Рукописная форма готического шрифта.

Канцлей возник в XVII–XVIII вв. в Германии как вид кан­целярского письма. Отличается причудливостью и изыс­канностью.

Канцлей

Канцлей

канчелляреска (chancery)

[итал. cancellaresca — ‘канцелярское письмо’]

Разновидность письма, применявшегося в папской канцелярии в Риме и в канцеляриях других европейских дворов в эпоху Ренессанса.

Такое письмо выполнялось ширококонечным пером (formal pen) и послужило основой для многих наборных шрифтов XVI в. и более позднего времени. Среди мастеров каллиграфии этого типа — Людовико дельи Арриги (Ludovico degli Arrighi, ок. 1480–1527), Джованантонио Тальенте (Giovanantonio Tagliente, годы деят. 1500–1525) и др.

Канчелляреска

Канчелляреска Л.  Арриги

капитальное письмо, римский маюскул (roman capitals)

[лат. capitalis — ‘главный’]

Вид латинского маюскульного письма периода Римской империи
(I в. до н. э.– V в. н. э.).

Такой вид сохранился до настоящего времени в виде надписей, высеченных на камне. Наиболее известны надписи на постаменте колонны императора Траяна (114 г.) и на арке Тита (82 г.). По этому образцу создаются современные формы европейских прописных букв. Для капитального письма характерно отсутствие пробелов между словами, иногда разделяемыми точками.

капите́ль (small caps)

[нем. Kapitel — ‘глава’, от лат. capitellum — ‘голова’]

Буквы, имеющие рисунок прописных букв (возможно со слегка расширенными пропорциями), но их рост равен или слегка превышает рост строчных букв того же кегля.

Капитель широко применяют в латинском наборе для выделения в основном тексте книги отдельных коротких фрагментов, например, аббревиатур, для набора заголовков, колонтитулов, римских цифр, в сочетании с инициалами и т. д. Применение известно с XVI в.
В кириллическом металлическом наборе капитель практически не использовалась, поскольку большинство русских строчных букв прямого начертания, кроме «а», «б», «е», «р», «с», «у», «ф», повторяют рисунок прописных, поэтому в шрифтовых комплектах гарнитур советского периода капительные знаки вообще не изготовлялись. Cейчас в некоторых цифровых кириллических шрифтах добавляется капитель.
Замена истинной капители прописными меньшего кегля не допускается, поскольку изменяется плотность набора (формируется более светлый набор). Также нежелательно форматировать капителью длинные фрагменты текста.

В спецификациях CSS предусмотрен атрибут font-variant, который позволяет форматировать фрагменты текста капителью.

Синтаксис: font-variant: normal | small-caps | inherit

В спецификациях CSS есть также атрибут font-feature-settings, который позволяет управлять расширенными типографскими функциями в шрифтах формата OpenType, в частности, для использования капители — font-feature-settings: "smcp". Однако следует иметь в виду, что данное свойство CSS не создает искусственной капители.

каплевидное окончание (teardrop terminal, lachrymal terminal)

Круглое или овальное окончание штриха в форме капли в некоторых буквах, например «a», «f», «y».

Каплевидные окончания характерны именно для кириллических знаков, например, буква «к» в про­ти­во­по­лож­ность латинской «k».

Каплевидные окончания

Каплевидные окончания

Кириллица и латиница

Буква «к» в кириллице
и латинице

каптал (headband, footband)

[лат. capitellum— ‘головка’]

Элемент книжного переплёта, который служит для крепления книжного блока к крышкам.

Кап­тал пред­став­ля­ет со­бой пле­тё­ный жгут, за­час­тую с до­бав­ле­ни­ем цвет­ных ни­тей. Кап­тал уве­ли­чи­ва­ет на­де ёж­ность конструк­ции кни­ги, осо­бен­но для дос­та­точ­но мас­сив­ных, и рас­по­ла­га­ет­ся по­пе­реч­но свер­ху и сни­зу ко­реш­ка. Кро­ме тех­ни­чес­кой за­да­чи кап­тал име­ет и де­ко­ра­тив­ную функ­цию (цвет, ха­рак­тер спле­те­ния ни­тей иног­да с оп­ре­де­лён­ным че­ре­до­ва­ни­ем и т. д.).

каптал

Каптал

каролингский минускул (carolingian minuscule)

Средневековый шрифт, возникший в VIII–IX вв. в период правления императора франков Карла Великого и каролингского возрождения (отсюда и название).

В этом шрифте впервые прописные буквы (сначала на основе римского капитального письма, а затем ломбардских версал) отделяются от строчных. Также отмечается появление пробелов между словами и некоторых знаков препинания. Применялся на протяжении всего средневековья. Каролингский минускул стал основой для формирования гуманистического минускула XIV–XV вв. Достоинством каролингского минускула является удобочитаемость при сравнительно небольших размерах букв и упрощенной графике: любую букву можно представить в виде круга или дуг и определенных вертикалей. При этом буква примерно вписывается в квадрат.

каролингский минускул

Каролингский минускул

карон (caron, háček)

[чеш. háček — ‘крючок’, от hák — ‘крюк’]

Вид надстрочного диакритического знака (акцента) в форме «галочки».

Такой знак в европейских языках ставится для придания им нового звучания как над гласными, так и согласными, например в чешском, литовском, латышском, словацком, словенском, хорватском. Авторство знака, видимо, принадлежит Яну Гусу (1410). Следует иметь в виду, что над высокими буквами (строчные ť, ď, ľ и прописная Ľ) карон в печатных шрифтах выглядит похожим на апостроф, что не относится к прописным Ť и Ď.
Другие названия: «птичка», хачек, шеврон, чешский акцент.

Unicodeвиданглийское названиерусское названиеWeb
U+02C7ˇcaronкаронˇ
U+030Čcombining caronкомбинируемая птичка над буквой̌
U+010CČlatin capital letter C with caronлатинская заглавная буква C с гачекомČ
U+010Dčlatin small letter C with caronлатинская строчная буква c с гачекомč
U+010EĎlatin capital letter D with caronлатинская заглавная буква D с гачекомĎ
U+010Fďlatin small letter D with caronлатинская строчная буква d с гачекомď
U+011AĚlatin capital letter E with caronлатинская заглавная буква E с гачекомĚ
U+011Bělatin small letter E with caronлатинская строчная буква e с гачекомě
U+013DĽlatin capital letter L with caronлатинская заглавная буква L с гачекомĽ
U+013Eľlatin small letter L with caronлатинская строчная буква l с гачекомľ
U+0147Ňlatin capital letter N with caronлатинская заглавная буква N с гачекомŇ
U+0148ňlatin small letter N with caronлатинская строчная буква N с гачекомň
U+0158Řlatin capital letter R with caronлатинская заглавная буква R с гачекомŘ
U+0159řlatin small letter R with caronлатинская строчная буква R с гачекомř
U+0160Šlatin capital letter S with caronлатинская заглавная буква S с гачекомŠ Š
U+0161šlatin small letter S with caronлатинская строчная буква s с гачекомš š
U+0164Ťlatin capital letter T with caronлатинская заглавная буква T с гачекомŤ
U+0165ťlatin small letter T with caronлатинская строчная буква T с гачекомť
U+017DŽlatin capital letter Z with caronлатинская заглавная буква Z с гачекомŽ
U+017Ežlatin small letter Z with caronлатинская строчная буква Z с гачекомž
U+01C4DŽlatin capital letter Dz with caronлатинская заглавная буква DZ с гачекомDŽ
U+01C5Džlatin capital letter D with small letter z with caronлатинская заглавная буква D со строчной буквой z с гачекомDž
U+01C6džlatin small letter Dz with caronлатинская строчная буква dz с гачекомdž
U+01CDǍlatin capital letter a with caronлатинская заглавная буква A с гачекомǍ
U+01CEǎlatin capital letter a with caronлатинская заглавная буква A с гачекомǎ
U+01CFǏlatin capital letter I with caronлатинская заглавная буква I с гачекомǏ
U+01D0ǐlatin small letter i with caronлатинская строчная буква i с гачекомǐ
U+01D1Ǒlatin capital letter O with caronлатинская заглавная буква O с гачекомǑ
U+01D2ǒlatin small letter o with caronлатинская строчная буква o с гачекомǒ
U+01D3Ǔlatin capital letter U with caronлатинская заглавная буква U с гачекомǓ
U+01D4ǔlatin small letter u with caronлатинская строчная буква u с гачекомǔ
U+01E6Ǧlatin capital letter G with caronлатинская заглавная буква G с гачекомǦ
U+01E7ǧlatin small letter g with caronлатинская строчная буква g с гачекомǧ
U+01E8Ǩlatin capital letter K with caronлатинская заглавная буква K с гачекомǨ
U+01E9ǩlatin small letter k with caronлатинская заглавная буква k с гачекомǩ
U+021EȞlatin capital letter H with caronлатинская заглавная буква h с каронȞ
U+021Fȟlatin small letter H with caronлатинская строчная буква h с каронȟ

квадрат (quad, quadrat)

Пробельный материал в высоком способе печати для заполнения пробелов в неполных строках (в начале и конце абзаца), а также в других случаях (таблицах, формулах).

В типометрической системе Дидо квадрат равнялся 4 цицеро, или 48 пунктам (примерно 18,048 мм). Широко использовались доли квадрата: полуквадрат (24 пункта), терция (16 пунктов), цицеро (12 пунктов), корпус (10 пунктов), боргес (9 пунктов), петит (8 пунктов) и нонпарель (6 пунктов).

В компьютерном наборе такая единица измерения не используется, так как отступы и другие пробельные элементы задаются с помощью различных единиц и в произвольных значениях.

квадрата (quadrata)

[лат. quadrata — ‘квадратный’]

Рукописный вариант римского капитального письма (III–IV вв.).

Отличается широкими буквами, большинство из которых по пропорциям близки к квадрату.

квадрата

Квадрата IV века

квадратные скобки (bracket)

Парные знаки препинания в форме скобок с прямыми уголками.

Применяется прежде всего в формульном наборе и программировании, а также в тексте для выделения ссылок на литературу, для вставок дополнительных фрагментов текста, редакторских замечаний и внутри других скобок.

Unicodeвиданглийское названиерусское названиеWeb
U+005B[left square bracketлевая квадратная скобка[
U+005D]right square bracketправая квадратная скобка]

кегельная площадка (em square, body)

1. В металлическом наборе:  верхняя часть литеры, на которой расположено выпуклое зеркальное изображение буквы (очко буквы).

2. В цифровых технологиях: условный прямоугольник, в котором размещается отдельный знак шрифта.

Имеет одинаковую высоту (кегль) для всех знаков данного шрифта, а ширины — разные, в зависимости от ширин знаков и размеров полуапрошей. В моноширинном шрифте все кегельные площадки имеют одинаковые ширины.
См. также заплечико, полуапрош, очко.

кегельная площадка

Кегельные площадки оди­на­ко­вой вы­со­ты и раз­ных ширин

кегельная шпация (em, em space, em quad, mutton)

1. Пробельный элемент, равный по ширине кеглю данного шрифта.

Пробельный элемент получил своё название по ширине прописной буквы «М». Также называют «круглая шпация», «эм».

2. В компьютерных технологиях относительная единица измерения, которая привязана к значению кегля.

При увеличении или уменьшении кегля соответственно изменяется и значение em-величины. Используется для установки значений «красной строки» и пробелов различных видов.

В спецификациях CSS единица em позволяет переопределять размер шрифта относительно значения по умолчанию или относительно наследования. Предусмотрена также единица rem (root em) для того, чтобы исключить цепочку наследований и определять размер шрифта относительно корневого значения.

кегль (font size, body size, point size)

[нем. Kegel — ‘размер’]

Размер шрифта, выраженный в пунктах.

В металлическом наборе кегль — высота кегельной площадки (высота очка знака с заплечиками) в типографских пунктах, отсюда высота в 10 пунктов называлась «десятым кеглем».
Практически все стандартные кегли имели специальные названия: бриллиант (3 п.), диамант (4 п.), перл (5 п.), нонпарель (6 п.), миньон (7 п.), петит (8 п.), боргес (9 п.), корпус (10 п.), цицеро (12 п.), миттель (14 п.), терция (16 п.), текст (20 п.).
В цифровом шрифте кегль определяется также по высоте кегельной площадки, однако в связи с тем, что программные средства обеспечивают практически непрерывную шкалу размеров, названия кеглей исчезают из обихода верстальщиков и полиграфистов и приобретают историческое значение.

В спецификациях CSS предусмотрен атрибут font-size, который определяет размер шрифта.

Синтаксис: font-size: абсолютный размер | относительный размер | проценты | inherit

кернинг (kerning)

Изменение межбуквенных пробелов у пары символов с целью выравнивания оптических площадей пробелов (апрошей).

Неравные оптические пробелы образуются, например, между буквами типа «У» и «Л», «Г» и «Т» или «A» и «V».
В ручном наборе кернинг выполнялся редко и только для достаточно крупных заголовков в ответственных и дорогих изданиях, поскольку это связано со сложной механической об­ра­бот­кой ме­тал­ли­чес­ких ли­тер для того, что­бы сов­мес­тить их на более близком расстоянии.
В цифровых технологиях кернинг — рутинная операция, которая выполняется в двух режимах: автоматическом и ручном.
Для автоматического кернинга необходимо наличие в шрифтовом файле таблицы кернинга — списка кер­нин­го­вых пар. Программа использует эти данные для пе­ре­ме­ще­ния соо­тветствующих пар знаков ближе или далее друг от друга.

Кернинг металлических литер

Кернинг металлических ли­тер

Для ручного кернинга необходимо установить курсор между знаками и определить значение кернинга. В программах компании Adobe единицей является 1/1000 доля кегля шрифта. В программах используется и автоматический оптический кернинг.
Вместе с тем, наличие очень изощренного компьютерного функционала не должно избавлять верстальщика «от необходимости и удовольствия выполнять вручную окончательную корректировку межбуквенных пробелов» (Брингхерст).

кернинговые пары (kerned pairs)

Таблица, куда занесены все буквенные пары, для которых кернинг осуществляется автоматически.

Для каждой пары указывается значение кернинга в условных единицах (в программах компании Adobe единицей является 1/1000 доля текущего кегля). Список таких пар (kerning table) встраивается в шрифтовой файл и может достигать нескольких сот и даже тысяч.
См. также метрики.

Кернинговые пары

Кернинговые пары в диалоговом окне программы FontLab Studio

В стандарте CSS3 представлен атрибут text-rendering, который позволяет использовать параметры таблицы кернинга.

Синтаксис CSS: text-rendering: auto | optimizeSpeed | optimizeLegibility | geometricPrecision

кириллица (Cyrillic alphabet)

1. Исторически: название одного из древних рукописных шрифтов, с помощью которых выполнялось переписывание богослужебных книг на старославянском языке.

2. В настоящее время: шрифты для набора текстов на русском языке, на языках народов бывшего СССР, Болгарии, Монголии и Сербии.

В общем случае кириллица — система письменности славянских языков: русского, сербского, хорватского, болгарского, украинского и т. д., названная в честь славянского просветителя св. Кирилла (Константина-философа). Традиционная кириллица включает 43 знака, из них 24 знака из греческого алфавита, а 19 знаков славянские. До реформы Петра I текст на кириллице писался прописными буквами, строчные буквы не использовались.
В настоящее время на основе кириллицы построены алфавиты славянских языков: русского языка (русский алфавит), украинского языка (украинский алфавит), белорусского языка (белорусский алфавит), русинского языка (русинский алфавит), болгарского языка (болгарский алфавит), сербского языка (сербский алфавит), македонского языка (македонский алфавит). Кириллицу получили в 1930-х годах некоторые неславянские языки, часть которых не имели письменности или имели другие системы письменности.
В стандарте Unicode кириллица занимает два раздела: Cyrillic [Кириллица] (U+0400 — U+04FF) и Cyrillic Supplement [Кириллица. Дополнительные символы] (U+0500 — U+052F).

Принято считать, что кириллица берёт своё начало в IX веке. На её форму оказало влияние греческое уставное письмо. Печатная кириллица связана с именем Рудольфа Борсдорфа (Rudolf Borsdorf), который создал шрифтовой набор (230 литер) для печатника Швайпольта Феоля (Schweipolt Feol), который стал основателем славянского книгопечатания кириллическим шрифтом. В 1491 году была издана богослужебная книга «Октоих» (Осмогласник). Постепенное развитие письменности было ускорено Пётром I, который в результате своей реформы гражданского шрифта (1708-1710 г.г.) приблизил графический образ кириллицы к латинскому шрифту (антикве).

«кирилловский» vs «кириллический»

Сергей Монахов: Сло­во «ки­рил­лов­ский» дей­стви­тель­но бо­лее ран­нее, чем сло­во «ки­рил­ли­че­ский». Од­на­ко на этом его пре­иму­ще­ства в ка­че­стве опре­де­ле­ния шриф­та и за­кан­чи­ва­ют­ся. Упро­щая, мож­но ска­зать, что глав­ное смыс­ло­вое раз­ли­чие меж­ду суф­фик­са­ми -овск- и -ическ- при об­ра­зо­ва­нии с их по­мо­щью при­ла­га­тель­ных от имен соб­ствен­ных за­клю­ча­ет­ся в том, что пер­вый ука­зы­ва­ет не­по­сред­ствен­но на де­я­те­ля, а вто­рой — на не­кую аб­стракт­ную идею, с име­нем это­го де­я­те­ля свя­зан­ную.

Журнал «Шрифт»: «Ки­рил­лов­ский шрифт» мы ис­поль­зу­ем для гло­ба­ли­за­ции опи­сы­ва­е­мо­го яв­ле­ния, для обоб­ща­ю­ще­го взгля­да в пер­спек­ти­ву (как про­шлую, так и бу­ду­щую). На бо­лее кон­крет­ном уров­не ки­рил­лов­ским мо­жет быть ал­фа­вит, аз­бу­ка, пись­мен­ность — всё, что ука­зы­ва­ет на си­сте­му, не­по­сред­ствен­но име­ю­щую от­но­ше­ние к фи­гу­ре Ки­рил­ла (здесь мы оста­ем­ся в тра­ди­ции име­но­ва­ния изоб­ре­те­ния в честь Ки­рил­ла, по­да­рен­но­го ему уче­ни­ка­ми и по­сле­до­ва­те­ля­ми Ме­фо­дия).
«Ки­рил­ли­че­ский шрифт» — один из груп­пы шриф­тов, ко­то­рые вос­хо­дят к аз­бу­ке, но­ся­щей имя Ки­рил­ла. Сю­да же от­но­сят­ся бук­вы, гли­фы, гар­ни­ту­ры, ли­га­ту­ры, всё на­ше до­ро­гое хо­зяй­ство, вся на­ша кух­ня, то есть все част­ные слу­чаи ки­рил­лов­ской пись­мен­но­сти, — ки­рил­ли­че­ские. Здесь при по­мо­щи дру­го­го суф­фик­са мы умест­но ухо­дим от вет­хо­за­вет­но­сти сти­ля и при­тя­же­ния к име­ни Ки­рил­ла и об­ра­ща­ем­ся к са­мой идее, ин­стру­мен­та­рию, остав­лен­но­му нам бла­го­да­ря бра­тьям Ки­рил­лу и Ме­фо­дию и их по­сле­до­ва­те­ля­м.

кларендон (Clarendon)

Название гарнитуры и собирательное название подгруппы малоконтрастных брусковых шрифтов, засечки которых присоединяются к основным штрихам со скруглением.

Первый шрифт под названием Clarendon был создан в Лондоне в 1845 г. Робертом Бесли (Robert Besley) как акцидентный, но затем оказалось, что подобные шрифты очень хорошо читаются в мелких кеглях при скоростной ротационной печати на плохой бумаге даже малоподготовленным читателем. Поэтому многие газетные шрифты были разработаны на основе рисунков, близких к кларендону. Кроме того, шрифты такого типа часто применяются для набора учебной литературы.

Кларендон

Кларендон

классификация шрифтов (typeface classification)

Группировка шрифтов для удобства изучения и обращения в соответствии с их формой, контрастом, наличием засечек, происхождением, назначением и другими параметрами.

Общепринятой классификация шрифтов не существует. Это ещё более усугубляется тем фактом, что огромное количество вновь выпускаемых шрифтов часто имеют эклектический характер.

Упрощенная смешанная классификация

клювовидное окончание (beak terminal)

Острый штрих, который встречается в таких буквах как «f», «a», «y».

клювовидное окончание

Клювовидные окончания знаков

книга (book)

Полиграфический объект, оформленный в виде кодекса — совокупности листов, скрепленных в корешке и покрытых обложкой или переплётом.

Книга может рассматриваться как материальный объект, поэтому сюда относятся следующие термины:

Книга также обладает информационной структурой, к которой относятся:

книжный блок (inner book, unbacked book)

Комплект тетрадей или листов, в определённой последовательности скреплённых по корешку и обрезанных с трех сторон (в обложке или переплёте).

кодировка шрифтового файла (font encoding)

Определение соответствия упорядоченного комплекта знаков в шрифтовом файле и кодов для их обработки на компьютере.

В результате формируется кодовая страница (кодовая таблица), которая обозначается стандартным индексом как часть универсальной таблицы Unicode.

кодовая страница (codepage)

Таблица кодов, обеспечивающая соотношение цифрового кода и его значения.

Таблица, которая связывает алфавит и другие знаки конкретного языка с системой цифровых кодов. До введения стандарта Unicode кодовые таблицы включали не более 256 знакомест, и поэтому их количество было достаточно значительным. Для кириллицы кодовая страница для MS Windows называлась СР 1251, для Mac OS — Macintosh Cyrillic.

колонка (column)

Часть площади набора, разделенной на два или более вертикальных фрагментов.

Колонки отделяются друг от друга тонкими линейками или пробельным материалом, образующим средник. Многоколонный набор чаще всего используется в газетно-журнальной вёрстке, а также в словарях и энциклопедиях. Для системного использования колонок в издании в целом разрабатываются модульные сетки.

колонлинейка (column rule)

Рисованная или наборная линейка, размещаемая в верхней или нижней части полосы и отделяющая колонтитул или колонцифру от полосы основного текста.

Применяется для декоративных целей, размещается чаще всего на полный формат полосы набора.

колонтитул (running header, running footer)

Короткая надпись, размещаемая вверху или внизу полосы набора в пределах её формата.

Колонтитул может представлять собой рубрику, поясняющая содержание полосы, или заголовок, фамилию автора или авторов, первое или последнее заглавное слово словаря и т. д. Колонтитул может быть постоянным (практически не используются) или, чаще всего, с разными данными на правой и левой страницах разворота, а также со скользящими данными. Колонтитул помогает читателю ориентироваться в издании.
Колонтитул является частью полосы, поэтому необходимо обеспечить стилевое единство с основным текстом, хотя при этом с определённым отличием от основного шрифта издания, например, полужирным шрифтом, капителью, курсивом и т. д. Отделяется от основного текста пробелом или колонлинейкой. На титуле, контртитуле, шмуцтитуле, начальной полосе и спусковой полосе, на пустых полосах, как правило, колонтитул не ставится.

колонтитул

Пример колонтитула и колонцифры

колонцифра (folio, page number)

Элемент аппарата издания, представляющий собой число, отображающее порядковый номер страницы издания.

Колонцифра обычно не входит в формат полосы (если только не располагается в пределах колонтитула), однако должна иметь стилевое соответствие с основным текстом. Колонцифра обычно располагается по центру сверху или внизу страницы или на чётных страницах слева, а на нечётных страницах справа.
На титуле, контртитуле, шмуцтитуле, начальной полосе (сверху), спусковой полосе (снизу) колонцифра, как правило, не ставится, но счёт страниц не прерывается (поэтому такие колонцифры называются слепыми — blind folio). На вставных страницах с другим типом бумаги колонцифры не ставятся и в нумерации не учитываются.
В качестве колонцифр используются арабские, римские цифры и буквы алфавита. В западной традиции арабские цифры используются только для основного текста издания, а вспомогательные страницы нумеруются римскими цифрами или буквами (это позволяет более более адекватно ориентироваться в произведении без учета предисловий, страниц с благодарностями и т. д.). В российской традиции в изданиях обычно обеспечивается сквозная нумерация арабскими цифрами.

колофон (colophon)

[греч. kολοφώνας, лат. colophōn — ‘последняя строка’]

см. выпускные данные

коммерческое эт (at)

Символ @, который используется в адресации электронной почты, например, почта составителя словаря — pono@mail.ru.

Имеет разную форму в зависимости от гарнитуры, но, как правило, это курсивное «а», окруженное тонким спиральным штрихом.
Символ @ использовали средневековые монахи вместо латинского предлога «ad» (в английском это предлог «at», что в переводе означает «на», «к», «в отношении»). Далее этот знак применялся для обозначения цены и для этого попал сначала в раскладку пишущей машинки (1885), а затем на клавиатуру компьютера. Изобретатель электронной почты Рэй Томлинсон в 1971 г. использовал его в синтаксисе адреса, где заменил предлог «at». Привычное выражение для адреса «user@machine» (pono@mail.ru) означает «пользователь («pono») на («at») компьютере (сервера «mail.ru»).
В России символ обычно называют «собакой», в Польше — «обезьянкой» (małpa), на Украине — равлик («улитка»), жабка («лягушка»), мавпочка («обезьянка»), собачка или песик, в Белоруссии — вітка, вітушка; смоўжык, слімак («улитка») или малпачка («обезьянка»), в Швеции и Дании — «а с хоботом» (snabel-a), во Франции — arobase (или arrobase) «собака», Италии — «улиткой» (chiocciola), в Сербии — «сумашедшей а» (лудо a), в Израиле — «штруделем» (שטרודל), в Греции — «уточка» (παπακι) и т. д.

Unicodeвиданглийское названиерусское названиеWeb
U+0040@commercial at«собака»@

компенсатор (ink trap, ink well)

Выемка в контуре буквы, когда соединение штрихов образует острый угол, например, у букв «М» или «W».

Их наличие определяется тем, что если такой угол составляет менее 30°, то краска при печати избыточно заполняет такой угол. В результате искажается форма буквы и появляется неравномерность набора.
Для исключения этого в процессе проектирования компьютерного шрифта острые внутренние углы обычно углубляют внутрь штрихов, краска при печати заполняет эти «ловушки» («ink trap») и цвет отпечатка становится более равномерным. Однако следует иметь в виду, что при значительном увеличении эти выемки становятся достаточно заметными.

комплект знаков шрифта (font, character set)

Совокупность знаков шрифта гарнитуры одного начертания, обычно включает строчные и прописные буквы алфавита, цифры, знаки препинания и др. наборные элементы.

В цифровом шрифте комплект знаков соответствует определённой кодировке шрифта.

«font» vs «typeface»

В английском языке под словом font понимается физический носитель шрифта, например, комплект литер в наборной кассе или файл с цифровыми кодами описания знаков. Слово typeface — это набор букв, цифр, знаков препинания, имеющих единый дизайн, у такого набора есть автор — дизайнер шрифта.

Таким образом, font — это компьютерный файл, который содержит в себе конкретное начертание конкретного typeface. В первом случае по-русски можно использовать транслитерацию фонт (например, фонт формата OpenType), а во всех остальных случаях — шрифт (шрифт Times New Roman). Разумеется, что у шрифта должен быть носитель (фонт), а фонт в свою очередь содержит конкретный шрифт (точнее, гарнитуру шрифта). Верстальщик для форматирования текста выбирает гарнитуру шрифта, но фактически работает с цифровым фонтом, содержащим всю необходимую информацию.

композитный знак (composite glyph)

cм. составной знак

конец строки (end of line, EOL)

Правый край строки.

Конец строки, особенно в выключенном тексте, налагает целый ряд ограничений. В частности, нежелательно оставлять любые предлоги и союзы, с которых начинается предложение. Сюда же относятся однобуквенные предлоги и союзы, которые создают нежелательные «дырки». Особенно следует следить за тем, чтобы не разрывались инициалы и фамилии, сокращения перед фамилией (проф. Преображенский), сокращенная единица измерения и число (10 руб.). Также нельзя разрывать обычные сокращения (и т. д., т. е.).

Все знаки препинания сохраняются в конце строки, более того, в программах вёрстки предусмотрено выдвижение их на поля для сохранения визуального выравнивания правого края страницы. Внимание необходимо обращать на положение длинного и короткого тире, которые должны оставаться в строке, а не переноситься на следующую. Исключением является только длинное тире, открывающее прямую речь.

контрастность (contrast)

Характеристика шрифта, определяющая степень различия между элементами знака.

В частности, основным различием является соотношение толщины основных и соединительных элементов. Шрифт может быть неконтрастным (monoweight), малоконтрастным (low contrast), контрастным (contrast) и сверхконтрастным (high contrast).

контрасность

Примеры различной контрастности

контртитул (half title, bastard title)

[лат. contra — ‘против’ и titulus — ‘надпись’]

Дополнительный титул, который размещен на одном развороте с главным титулом, слева от него (чаще всего это вторая страница издания), встречается в многотомных или переводных изданиях.

В многотомных изданиях на контртитуле размещают данные, относящиеся ко всему изданию, а на титуле — данные лишь к этому тому. В переводных изданиях на контртитуле помещают те же данные, как на титуле, но на языке оригинала. Контртитул оформляется аналогично титулу, т. е. используются те же шрифты, компоновка и т. д.

контрnbnek

Пример контртитула (слева)

контур (path)

[фр. contour от лат. contornare — ‘огибать’ и др.гр. τόρνος — ‘циркуль’]

1. Граница изображения знака, граница между белым пространством и чёрной площадью знака.

Знаки могут состоять из одного, двух, трех и более контуров.

2. В цифровом шрифте — способ описания знака: с помощью отрезков прямых, отрезков дуг, опорных точек и кривых различного рода, например, кривых второго порядка, кривых третьего порядка (кривых Безье), образующих отдельные контуры знака.

Дословный перевод английского термина path как «путь» представляется недопустимым.
Достоинством векторных контуров является возможность практически неограниченно масштабировать и трансформировать знаки. Качество вывода шрифта определяется только параметрами (разрешением) внешнего устройства (монитора или принтера). При этом для сохранения смыслоразличительных элементов шрифта на устройствах с низким разрешением и для мелких кеглей используется технология хинтинга. Примерами векторно-контурных шрифтов являются форматы Adobe Type 1 (PostScript), TrueType и OpenType.

Неверное и верное расположение точек на векторном контуре знака

3. Замкнутая векторная форма, которая определяет область его заполнения тоном или цветом (процесс «растеризации»).

Если у знака несколько контуров, то внутренние контуры служат границей пробельных областей (см. рисунок выше: внутренний контур буквы служит границей пробельной области).

контурное начертание (outline typeface, open typeface)

Декоративное начертание шрифта, в котором каждый знак образован линией различной толщины по краю основного контура.

Таким образом, се­ре­ди­на кон­тур­но­го зна­ка не за­пе­ча­ты­ва­ется (остается белой или заполняется фоновым цветом).

Пример контурного начертания, гарнитура a_GroticTitulShHv

концевая полоса (last page)

Последняя полоса (страница) издания, главы, раздела.

После нее следующий текст начинается с новой полосы (страницы). Концевая полоса, как правило, бывает неполной. Однако на концевой полосе не должно быть слишком мало текста (не менее четверти её высоты), а также слишком мало пустого места (не менее четверти её высоты). Иногда концевая полоса снабжается декоративными элементами (концовками) или особым размещением текста. На концевой полосе, как правило, не ставится нижняя нумерация страниц (колонцифры).

концевая строка (last line)

В общем случае последняя строка абзаца.

Однако таковой может быть и строка, после которой следует пример, формула, стихотворный фрагмент и т. п., набранные с новой строки. Концевую строку прежде всего характеризует то, что текст в ней не занимает полного формата (неполнота строки) и, как правило, выключается влево.
Однако в компьютерных программах вёрстки концевые строки могут быть выключены как вправо и по центру, так и растянуты на полный формат. Последние варианты используются прежде всего в акцидентном наборе. Текст концевой строки не должен быть слишком коротким или почти полностью заполнять формат. Если вёрстка выполняется без абзацных отступов, то все концевые строки должны быть отчётливо неполными. Нельзя переносить на концевую строку часть слова, сокращения или числа.

концевой знак (end mark)

Небольшой графический (декоративный) знак, который размещается в конце последней строки главы (в книге) или статьи (в журналах и газетах).

Это дает возможность читателю убедится, что он достиг конца главы или статьи. Особенно это важно в газетно-журнальной вёрстке, поскольку на одной странице может быть продолжение и окончание нескольких статей. В качестве концевого знака могут использоваться любые декоративные элементы (например, декоративные глифы в некоторых шрифтовых файлах формата OpenType), однако чаще всего используются знаки, специально спроектированные для данной цели, например, логотип издания и т. д. Могут также очень мелкие графические изображения, обладающие достаточным разрешением и ясностью. Неудобство их использования связано с тем, каждое их них необходимо индивидуально импортировать в документ.

концевой элемент буквы (terminal, finial)

Окончание штриха буквы, чаще всего без засечки.

концовка (ending)

К концовкам относят линейки, или небольшие иллюстрации, размещаемые в конце разделов, глав и др. частей издания.

Если на концевой полосе отсутствует текст, то концовку не устанавливают.

копирайт (copyright)

см. авторского права знак

«коридор» (river)

В текстовом наборе несколько межсловных пробелов, размещенных друг под другом и визуально воспринимаемых как один вертикальный или наклонный пробел среди строк.

Особенно это характерно для узких полос набора. Коридор считается дефектом набора, в компьютерном наборе исправляется разнообразными способами, например, применением в узких колонках левой или правой выключки, активизацией функции переносов и т. д.

Пример множественных «коридоров» в вёрстке

короткое тире (en dash)

см. тире короткое

корпус (korpus, greate primer, long primer)

[лат. corpus — ‘тело’, ‘рост’]

Шрифт, кегль которого соответствует 10 пунктам.

10 пунктов соответствуют ~3,51 мм в системе Pica и ~3,76 мм в системе Дидо. Кегль применяется для набора основного текста в книгах и журналах.

Пример набора корпусом:

Корпус

корректурные знаки (proof symbols)

Условные обозначения, применяемые в процессе корректуры текста и вёрстки, имеют исключительно рукописный характер.

Пример корректурных знаков

косая черта (slash, virgule, solidus)

Знак в форме наклонного штриха, который имеет немного меньший наклон, чем дробная черта.

Является знаком разделения, например, в наборе словарных или лингвистических текстов. Иногда используется разделителем в датах, адресных числах и т. д. Использовать в дробях не рекомендуется, для этого служит дробная черта.

Unicodeвиданглийское названиерусское названиеWeb
U+2215division slashчерта деление∕
U+002F/solidusкосая черта/

краткости, знак (breve)

см. бреве

кривая Безье (Bezier curve)

см. Безье кривая

круглая шпация (em space, mutton, quad, mutton quad)

см. кегельная шпация

круглые скобки (parentheses)

Парные знаки препинания в форме дугообразных штрихов.

Применяются в формульном наборе и для обособления фрагментов текста с дополнительной информацией, ссылкой и т. д., а также в кодировании. Скобки обычно имеют симметричный контраст с утолщением в оптической середине. Размер скобок определяется высотой прописных и строчных букв с нижними выносными элементами.

Unicodeвиданглийское названиерусское названиеWeb
U+0028(left parenthesisлевая круглая скобка(
U+0029)right parenthesisправая круглая скобка)

кружок (ring, kroužek)

Вид надстрочного диакритического знака (акцента) в виде маленькой окружности.

Знак является частью букв A в датском, норвежском и шведском языках, а также U в чешском. В физике 1 ангстрем обозначается как скандинавское Å.

Unicodeвиданглийское названиерусское названиеWeb
U+02DA˚ring aboveкольцо сверху˚
U+030Åcombining ring aboveкомбинируемый надстрочный кружок̊
U+00C5Ålatin capital letter a with ring aboveлатинская заглавная буква A с кружочком сверхуÅ Å
U+00E5ålatin small letter a with ring aboveлатинская строчная буква a с кружочком сверхуå å
U+016EŮlatin capital letter U with ring aboveлатинская заглавная буква U с кружком сверхуŮ
U+016Fůlatin small letter U with ring aboveлатинская строчная буква u с кружком сверхуů

крупнокегельный шрифт (display face)

см. заголовочный шрифт

курсив (italic, cursive)

[лат. cursivus — ‘бегущий’]

Наклонный вариант шрифта, рисунок букв которого напоминает рукописный шрифт (наклон, особая форма строчных букв).

Английский термин (Italic — «италийский») указывает на итальянское происхождение: шрифт создан в 1501 г. в Венеции в типографии Альда Мануция (Aldus Manutius, 1447–1515). Шрифт гравировал Франческо Гриффо (Francesco Griffo, ок. 1450–1518), который взял за образец рукописные шрифты папской канцелярии. В то время типографский курсивный шрифт не имел прописных и был самостоятельным шрифтом (не входил в состав гарнитуры в качестве начертания) с большей ёмкостью, чем прямая антиква.
В настоящее время курсив, как правило, является составной частью гарнитуры. В сочетании с прямым начертанием (уже с середины XVI в.) используется как выделительный.

«курсивный» (italic) vs «наклонный» (oblique, slanted)

Курсивное и наклонное начертания имеют общее свойство — отсутствие перпендикулярности основных штрихов к линии шрифта, т. е. имеется наклон. Однако различие заключается в рисунке знаков. Наклонное начертание гарнитуры — это прямое начертание, наклоненное на определенный угол без изменения рисунка знаков (разумеется, это не механическое наклонение, поскольку имеют место некоторые искажения пропорций штрихов). Курсивное начертание имеет особый рисунок по отношению к прямому и в какой-то степени имитирует рукописный шрифт.

«italic» vs «cursive»

Различие состоит в том, что cursive — это просто «рукописный» шрифт, а italic означает типографский шрифт, только напоминающий рукописный, появившийся в Италии в XVI в., отсюда и название. Яснее различие станет, если обратиться к антонимам: антонимом к cursive является print («печатный»), а к italic — upright или roman («прямой»).