Гласный звук среднего ряда среднего подъёма. В транскрипции обозначается перевёрнутой буквой «e» (IPA [ə]). По звучанию похож на нечто среднее между «а», «э» и «о». Этот гласный звучит во многих языках в безударной (слабой) позиции, а в некоторых — и в ударной. Например, безударные гласные (кроме ближайших предударных) в словах корова — [kʌ′rovə], собака — [sʌ′bakə], молоко [məlʌ′ko].
Unicode
вид
английское название
русское название
Web
U+018F
Ə
latin capital letter schwa
латинская заглавная буква schwa
Ə
U+0259
ə
latin small letter schwa
латинская строчная буква schwa
ə
U+04D8
Ә
cyrillic capital letter schwa
кириллическая заглавная буква шва
Ә
U+04D9
ә
cyrillic small letter schwa
кириллическая строчная буква шва
ә
швабахер (schwabacher)
[нем. Schwabacher — ‘швабское письмо’]
Ломаное готическое письмо с округлёнными очертаниями букв.
С конца XV до середины XVI века такой шрифт был основным в Германии, сохранил свою популярность до настоящего времени в качестве образца для каллиграфии и исторической стилизации. Занимает промежуточное положение между другими видами готического письма: текстурой и ротундой. Письмо характеризуется мелкими строчными с множеством округлых форм и широкими прописными с более упрощенными формами.
Cм. бастарда.
Расстояние от крайней левой до крайней правой точки очка литеры.
Один из основных размерных параметров шрифтового знака, в значении которого не учитываются ширины полуапрошей. В зависимости от характера ширины шрифты делятся на моноширинные (monospaced) и пропорциональные (proportional) шрифты.
Пропорции знака «Н» (соотношение ширины по основным штрихам к высоте) в таких начертаниях превышают 100%. Такие начертания применяется в основном для набора заголовков, в редких случаях для отдельных фрагментов текста. Искусственного увеличения ширин знаков по отношению к высоте следует избегать.
шмуцтитул (fly title, half-title)
[нем. Schmutztitel: от Schmutz — ‘грязный’ и Titel — ‘титул’]
Шмуцтитул — отдельная страница с заголовком, но без основного текста.
Шмуцтитул (иногда называется «внутренним титулом») соответствует началу части, раздела или главы книги, а иногда произведений, входящих в сборник. Он может включать фамилию автора, эпиграф, а кроме того, заголовками подчиненных разделов. Тексты шмуцтитула оформляются аналогично титульной странице: используется та же гарнитура, но может быть другого (чаще всего уменьшенного) кегля, также сохраняется группировка строк текста.
Шмуцтитул располагается на нечетной полосе, оборот, как правило, не завёрстывается.
шпация (quadrat, space)
Пробельный материал, который использовался в металлическом наборе для заполнения пробелов.
Пробелы могли быть между словами, в абзацных отступах, при выделении текста разрядкой и др. В зависимости от ширины шпация бывает круглой, полукруглой, третной, четвертной, тонкой и др. В программах верстки шпации используются для создания пробелов различной ширины.
См. также пробел.
шпон (lead [читается lɛd], interline)
[нем. Späne — ‘щепа’]
Пробельный материал, используемый в ручном наборе для увеличения пробелов между строками — интерлиньяжа.
Длина шпонов — от 1 1/4 до 6 квадратов, кегль — от 1 до 4 пунктов.
Графические знаки определённой системы письменности, например, латинский шрифт, кириллический шрифт.
В металлическом наборе шрифтом назывался комплект типографских литер. В современном значении шрифт — это компьютерный файл (фонт), в котором хранится комплект векторных контуров, отражающих требуемые знаки для набора текстов на разных языках.
Традиционно реальный размер шрифта определяется как высота кегельной площадки в пунктах, в компьютерных технологиях размер шрифта на экране может определяться в пикселах.
Искусство шрифта — это в первую очередь искусство пропорций.
Роберт Брингхерст
...шрифт — это визуальная речь, в которой боги и люди, святые и грешники, поэты и дельцы абсолютно равноправны. А типограф в силу своего ремесла служит текстам и скрыто противится частной собственности слов.
шрифтовая война (font war)
Противостояние форматов файлов в девяностых годах.
Компания Adobe после создания языка PostScript разработала первый векторный формат для шрифта — Type 1. Некоторые элементы языка и шрифта были секретными, поэтому компьютерные компании были вынуждены платить значительные роялти. Это вызывало недовольство у потребителей и предприятий, особенно у компаний Apple и Microsoft, которые обретали свою мощность и не хотели мириться с монополией Adobe. Это противостояние, имевшее место в 90-е годы, получило название Font War.
Именно Apple и Microsoft объединились для разработки собственную формата векторного шрифта (и в частности, собственной технологии хинтинга) — TrueType (то есть в пику Adobe — «истинный шрифт»). Большим достоинством этого формата стала ориентация на качество экранной растеризации. В это же время, как компания Adobe нанесла упреждающий удар, выпустив утилиту ATM (Adobe Type Manager), позволившей использовать для печати принтеры без установленного интерпретатора PostScript. А после того, как язык PostScript стал основным для полиграфического оборудования, все RIP (Raster Image Processor) оснащены интерпретатором PostScript и показали себя на высоком профессиональном уровне. Профессионалы в области печати и графики долгое время не признавали формат TrueType, считая его «неполноценным».
И только после 1997 года началось сближение конкурентов, и они заключили соглашение на разработку компромиссного формата с добавлением целого ряда новых функций («фичей») — OpenType. Шрифтовая война подошла к концу на пользу всем пользователя мира.
Год 2022 преподнёс новый вариант шрифтового противодействия. Теперь уже между правообладателями и пользователями. Шрифты Arial, Times New Roman, Verdana, Tahoma и некоторые другие стали недоступны для российских пользователей. Однако эти шрифты предусмотрено использовать в соответствии с государственными стандартами РФ. Разумеется, этот запрет на использование будет игнорироваться, так как существует так называемое «принудительное лицензирование», ну и, разумеется, российский менталитет.
шрифтовое выделение (accentuated with type, emphasis with type)
Выделение части текста, отдельных слов или букв изменением параметров шрифта.
Выделения можно достигнуть изменением гарнитуры, начертания, кегля шрифта по сравнению с гарнитурой, начертанием и кеглем основного текста.
В различных видах литературы подлежат выделению текстовые элементы в зависимости от задачи. Например, этого требует логическое усиление, терминология в научных и учебных текстах, имена собственные различного назначения, определения, цитаты и многое другое.
шрифтовое оформление (design with type)
Оформление текстов изданий с учётом параметров шрифта.
Для запоминания кривых, очерчивающих границы символов, используют разбиение кривой (или ломаной) линии на участки и аппроксимацию получившихся фрагментов кривых полиномами второй или
третьей степени.
Знак в виде короткого вертикального (или слегка наклонного) штриха.
Используется для обозначения минуты дуги, например, 15′ — 15 минут, для обозначения фута, например, 1′=12″ (1 фут равняется 12 дюймам). В математике знак используется, например, в таких ситуациях: «отрезок аb превращается в отрезок a′b′ (читается: «a-штрих b-штрих»)». Штрихи могут удваиваться и утраиваться, а также наклоняться в обратную сторону.
Unicode
вид
английское название
русское название
Web
U+2032
′
prime
знак штриха
′ ′
U+2033
″
double prime
двойной штрих
″ ″
U+2034
‴
triple prime
тройной штрих
‴
U+2035
‵
reversed prime
обратный штрих
‵
U+2036
‶
reversed double prime
обратный двойной штрих
‶
U+2037
‷
reversed triple prime
обратный тройной штрих
‷
штрих двойной (double prime)
Знак в виде двух коротких вертикальных (или слегка наклонных) штрихов.
Двойной штрих используется для обозначения секунды дуги, например, 15″ — 15 секунд, для обозначения дюйма 1″=25,4 мм. В математике знак используется для обозначения отрезков, например, «отрезок a′b′ (читается: «a-штрих b‑штрих») превращается в отрезок a″b″ (читается: «a-два штриха b-два штриха»)».